Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №55(2749) от 26.07.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1102
EUR:
3.3766
RUB:
3.6055
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Интеллектуальная собственность
29.11.2013 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

БРЕНД ДОРОЖЕ НИОКР©

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) опубликовала доклад «Всемирный обзор интеллектуальной собственности за 2013 год», посвященный брендингу.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) опубликовала доклад «Всемирный обзор интеллектуальной собственности за 2013 год», посвященный брендингу.

Доклад «Всемирный обзор интеллектуальной собственности» публикуется раз в два года и имеет цель дать новое представление о той роли, которую система интеллектуальной собственности играет в странах с рыночной экономикой, а также содействовать разработке политики на основе фактических данных. Очередной доклад под названием «Бренды: репутация и облик на глобальном рынке» посвящен роли брендинга в глобальной экономике в рамках инновационной экосистемы. Исследование предлагает новые данные, аналитические материалы и представление о том, как компании используют бренды для проведения различий между их изделиями и изделиями соперников, и что именно расширяющееся использование брендов означает для потребителей, рыночной конкуренции и инноваций.

Как показали результаты исследования, компании по всему миру ежегодно тратят на брендинг почти 500 млрд. USD, что превышает расходы на научные исследования и конструкторские разработки и на проектирование. В некоторых странах, в т.ч. в США, эти расходы составляют до 1/4 общего объема инвестиций компаний в нематериальные активы. В 2011 г. (в последнем, по которому имеются надежные данные) компании по всему миру инвестировали примерно 466 млрд. USD в брендинг, причем эта цифра была бы еще больше, если бы учитывались также расходы на стратегический маркетинг, корпоративную коммуникацию, другие покупаемые услуги, способствующие восприятию бренда, а также внутрифирменные расходы на брендинг. Так, более полные данные по США показывают, что инвестиции в брендинг составили в 2010 г. 340 млрд. USD.

Генеральный директор ВОИС Фрэнсис Гарри считает, что «бренд воплощает репутацию и облик предприятия и таким образом является одним из наиболее ценных активов. По мере того как рынки становятся более рассредоточенными и виртуальными, обеспечиваемая товарными знаками охрана репутации и облика также становится все более и более важной».

Хотя инвестиции в брендинг близко соотносятся с уровнем экономического развития по всему миру, стремительно растущие страны со средними уровнями доходов, такие как Китай и Индия, сегодня инвестируют в брендинг больше, чем страны с высокими уровнями доходов, когда они находились на сопоставимом этапе развития. В докладе подчеркивается, что средняя стоимость бренда компаний в странах со средними уровнями доходов росла быстрее, чем компаний в странах с высокими уровнями доходов. Фактически доля стран со средними уровнями доходов в общей стоимости ведущих 500 брендов выросла за 2009–2013 гг. с 6% до 9%.

В докладе также рассматривается роль системы товарных знаков в оказании поддержки деятельности компаний по брендингу. Товарные знаки являются наиболее широко используемой формой зарегистрированной интеллектуальной собственности во всем мире. Во многих странах с низкими и средними уровнями доходов компании активно подают заявки на регистрацию товарных знаков, даже если используют в сравнительно меньших масштабах другие формы интеллектуальной собственности.

Спрос на товарные знаки увеличился в четыре раза за период с 1985 по 2011 гг.: с чуть менее 1 млн. заявок в год в 1985 г. до 4,2 млн. к 2011 г. В то время как страны с высокими уровнями доходов, по которым имеются данные, увеличили интенсивность подачи заявок на регистрацию товарных знаков по сравнению с ВВП в 1,6 раза за период с 1985 по 2011 гг., в странах со средними уровнями доходов их количество выросло в 2,6 раза за тот же период времени. Например, в 2001 г. ведомство Китая по товарным знакам стало ведущим получателем заявок на регистрацию товарных знаков. Что касается патентных заявок, то Китай вышел на такое же место лишь в 2011 г.

В докладе анализируется, как разрабатываемые компаниями стратегии брендинга соотносятся с их общими инновационными стратегиями. Посредством брендинга компании могут увеличивать спрос на их изделия и усиливать желание потребителей платить за них. Имеющиеся факты показывают, что брендинг является для компаний одним из самых важных механизмов для получения доходов от инноваций в товарной сфере. Также в докладе рассматриваются ситуации, когда крепкие бренды создают препятствия для проникновения на рынок, и при этом подчеркивается роль брендов при оценке конкурентных последствий слияния и поглощения компаний, а также «вертикальных» договоренностей между производителями и распределительными компаниями.
 
Подготовила Оксана Кузнецова
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений