Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
28.12.2010 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

БЛАГОРОДНОЕ ДЕЛО- НЕ РИСК, А ЕГО МИНИМИЗАЦИЯ

Руководство Белэксимгаранта прогнозирует рост интереса к экспортному страхованию со стороны белорусских предприятий. Несмотря на относительную стабилизацию мировой экономики, посткризисный период формирует дополнительные политические риски, к тому же многие страны, являющиеся основными торгово-экономическими партнерами Беларуси, относятся к наиболее рисковым группам контрагентов. О путях сокращения рисков «ЭГ» беседует с гендиректором Белэксимгаранта Геннадием МИЦКЕВИЧЕМ.

Руководство Белэксимгаранта прогнозирует рост интереса к экспортному страхованию со стороны белорусских предприятий. Несмотря на относительную стабилизацию мировой экономики, посткризисный период формирует дополнительные политические риски, к тому же многие страны, являющиеся основными торгово-экономическими партнерами Беларуси, относятся к наиболее рисковым группам контрагентов. О путях сокращения рисков «ЭГ» беседует с гендиректором Белэксимгаранта Геннадием МИЦКЕВИЧЕМ.

— Геннадий Антонович, на страховом рынке Беларуси 24 компании ведут свой бизнес. Как в этой среде чувствует себя Белэксимгарант?

— Наша компания относительно молодая. В будущем году нам исполнится 10 лет. Может, не совсем скромно так говорить, но за это время мы стали одним из крупнейших страховщиков республики. Для юридических лиц и рядовых граждан мы предлагаем 45 видов страховых услуг. По итогам 2009 г. Белэксимгарант занял первую позицию национального рейтингового списка страховых организаций по темпам роста страховых взносов, вторую — по объему собственного капитала (достиг 460,1 млрд. Br), шестую — по объему собранной страховой премии.

При этом главным источником роста стали добровольные виды страхования, в т.ч. страхование экспорта товаров и услуг. К примеру, в минувшем году объем принятой нами ответственности по страхованию экспортных рисков с поддержкой государства вырос в 6 раз и достиг 688 млрд. Br., в этом году — уже более 875 млрд. Br. Доля добровольных видов страхования в страховом портфеле компании составила соответственно 46% и 59%.

— Как вы оцениваете нормы Указа от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)»? Созданы ли этим нормативным актом должные условия для страхования экспортных рисков?

— Прежде всего Указ № 534 впервые в концентрированном виде сформулировал механизмы страхования и кредитования экспорта товаров и услуг, принципиально изменил подходы и условия данного вида страхования, позволил размещение рисков за рубежом, распространил механизм экспортного кредитования на сделки в российских рублях, урегулировал вопросы полной компенсации страхового возмещения банкам по договорам страхования экспортных кредитов.

Белорусские предприятия в партнерстве со страховщиком (Белэксимгарантом) получили возможность не только успешно расширять рынки сбыта своей продукции, но и привлекать для этого дополнительные финансовые ресурсы, причем на льготных условиях. Напомню, наша страховая компания обладает исключительным правом страхования экспортных рисков с поддержкой государства. При наступлении страхового случая Белэксимгарант выплачивает страховое возмещение, а предприятие-экспортер в срок закрывает внешнеторговую операцию, избегая тем самым уплаты штрафных санкций и обеспечивая ритмичное финансирование производственного процесса.

Эффект усиливается за счет того, что экспортер помимо страховки получает много ценной информации, поскольку Белэксимгарант занимается изучением инфраструктуры зарубежных рынков, внешней среды покупателя, его финансового состояния и деловой активности. Это позволяет белорусским предприятиям совершенствовать свою маркетинговую стратегию, а в конечном итоге — минимизировать риск невозврата выручки и формировать круг благонадежных клиентов.

Замечу, что фактическим плательщиком страхового взноса является зарубежный покупатель, так как сумма взноса относится на затраты предприятия-экспортера.

— Чем на фоне ряда законодательных преференций объясняется, на ваш взгляд, относительно невысокий интерес субъектов хозяйствования к экспортному страхованию в докризисный период?

—- Известно, что интерес к тому или иному виду страховых услуг определяется спросом и предложением. Экономика нашей страны исторически сориентирована на экспорт и имела устойчивые рынки сбыта продукции. Поскольку экономические связи были устойчивыми, расчеты поступали вовремя и, как правило, по предоплате, острой потребности в страховании часто не было. Однако мировой кризис глубоко парализовал сложившиеся торгово-экономические отношения между экспортерами и потребителями продукции. Возросли угрозы роста неплатежей, потери валютной выручки и клиентской базы. Появилась необходимость диверсификации экспорта. Одновременно на многих зарубежных рынках усилилась протекционистская политика и ориентация на импортозамещение. Все это обусловило потребность в экспортном страховании.

К тому же до 2007 г. у нас практически отсутствовала четкая и понятная экспортерам и страховщикам законодательная база страхования экспорта. С принятием Указа № 534 ситуация принципиально изменилась. Этот вид деятельности получил не только четкое законодательное оформление, но и очень серьезную государственную гарантию с учетом передового мирового опыта. Фактически в республике была создана новая национальная система стимулирования экспорта с использованием потенциала Белэксимгаранта.

Сказались и другие факторы. Буквально за год наши работники побывали практически на всех предприятиях-экспортерах, и не один раз рассказали о преимуществах страхования экспорта с поддержкой государства, провели обучающие семинары, консультации, «круглые» столы. Важнейшую роль сыграли встречи с руководителями регионов, министерств и ведомств по проблемам страховой поддержки экспорта. Эта работа приобрела системный характер, ведется ежедневно, и в совокупности с другими факторами приносит неплохие результаты. К примеру, в 2009 г. Белэксимгарантом было заключено 2318 договоров страхования экспортных рисков с поддержкой государства, что в 2,4 раза больше, чем годом ранее. Высокие темпы выдерживаются и в текущем году (142%), в страховом портфеле компании удельный вес страхования экспортных рисков с поддержкой государства достигнет порядка 30% против 22% в 2009 г.

— Геннадий Антонович, по вашим прогнозам, удастся ли сохранить и нарастить темпы экспортного страхования после того, как кризис окончательно останется позади и торгово-экономические отношения вернутся в прежнее русло?

— Я в этом не сомневаюсь. Для этого есть все предпосылки, ведь экспорт товаров и услуг остается приоритетным направлением государственной социально-экономической политики. Предприятия-экспортеры будут увеличивать поставки высокотехнологичной и наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью, им потребуются новые рынки, что, безусловно, увеличит спрос на страховые услуги.

Руководители предприятий-экспортеров уже поняли, что Белэксимгарант выполняет государственную задачу стимулирования экспорта механизмами страхования. По сути мы — активные помощники. Со многими экспортерами у нас сформировались долгосрочные отношения. Налажен взаимный обмен информацией об иностранных контрагентах, инфраструктуре их зарубежных рынков, платежеспособности, легитимности функционирования. Такая информация востребована, поскольку при ее отсутствии рискованно выходить на внешние рынки: можно и прогореть.

Кроме того, замечено, что посткризисные годы сопровождаются не только ростом объемов международной торговли, но и вероятностью увеличения рисков, в т.ч. политических. Это также подталкивает экспортеров на взаимодействие с Белэксимгарантом.

— С какими странами торговля наиболее рисковая и где ваша страховка особенно востребована?

—- Согласно международной классификации все страны подразделяются на 8 групп странового риска, начиная с нуля. Наиболее стабильными принято считать государства первых трех групп, наименее — шестой и седьмой. Россия входит в четвертую группу. Сегодня мы обеспечиваем страховой защитой поставки в 30 стран с разным уровнем риска. Наибольший удельный вес (около 37%) приходится на страны с высоким уровнем — это Пакистан, Таджикистан, Украина, Венесуэла, Кыргызстан, Узбекистан, Армения и др.

— Не создает ли страховое сопровождение контрактов в эти страны повышенные риски для самого Белэксимгаранат?

— Наша компания создана государством для того, чтобы обеспечить защиту интересов белорусских экспортеров на тех рынках, на которых они работают. Принимая на себя страховые обязательства, мы придаем уверенность экспортерам, гарантируем, что они вовремя получат валютную выручку и финансово не пострадают. Это дает им возможность удержаться, как говорится, на плаву в жесткой конкурентной борьбе.

Конечно, это огромная ответственность и, естественно, риск. Страхование — это всегда риск. Если нет риска, то нет и необходимости в страховке.

Да, в последние годы количество страховых случаев и выплат возмещения по договорам страхования экспортных рисков с поддержкой государства растет во всем мире, и у нас тоже. Если в 2008 г. Белэксимгарант произвел лишь 3 выплаты белорусским предприятиям на сумму 477,4 млн. Br., то в 2009 г. — 31 выплату на сумму свыше 22,4 млрд. Br., в текущем году — 31 выплату на сумму 4,9 млрд. Br. Конечно, это нас несколько «напрягает». Деньги ведь из страховых резервов компании. Но после выплаты экспортеру страхового возмещения от него к нам переходит право требования к иностранному покупателю возврата долга. Реализуя его в рамках процедур суброгации, мы вернули от зарубежных должников 12,8 млрд. Br выплаченного страхового возмещения, из них за январь–ноябрь 2010 г. — более 8 млрд. Br.

Я не стану утверждать, что у нас в этом деле все получается успешно. Проблема возврата страхового возмещения достаточно трудоемка и сложна. Она актуальна для всех, кто работает в этом сегменте страхового рынка. Ведь дело приходится иметь с зарубежными должниками, которые живут и работают в ином правовом поле, выстраивают порой нетипичные производственные и финансовые отношения, наконец, у них и менталитет другой.

Но, несмотря на сложности, путем проб и ошибок, «шишек и синяков» мы, как видно из приведенных цифр, осваиваем эту науку. Скажу откровенно, наши сотрудники ежедневно «напрягают» должников. В странах, где необходимо, подключены арбитражные суды, местные правоохранительные структуры, органы власти и управления. Ощутимую помощь получаем от посольств нашей страны за рубежом. Полагаю, мы выйдем на минимальные потери. Считается, что если ежегодные суммы, возвращенные по суброгации, превышают ежегодный объем выплат, то страховая компания финансово будет чувствовать себя нормально. Мы в этом плане оптимисты.

Беседовал Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by