Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
09.10.2007 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Бизнес в Беларуси: взгляд из Вашингтона

Очередное исследование деловой среды «Doing Business 2008»

Очередное исследование деловой среды «Doing Business 2008», проведенное Всемирным банком (ВБ) и Международной финансовой корпорацией (МФК) в 178 странах мира, вызвало резонанс в экономической среде Беларуси. Почему наша страна оказалась на последнем месте в мире по количеству уплачиваемых налогов, что представляет собой это исследование — на эти и другие вопросы «Экономической газете» ответили представители головного офиса ВБ в Вашингтоне: специалист по развитию частного бизнеса Светлана БАГАЮДИНОВА и консультант проекта «Doing Business» Джамиля ГАДЖИБЕЙОЛУ.

- Беларусь в этом году заняла 110-е место по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в рейтинге из 178 стран, поднявшись на 19 позиций по сравнению с 2006 г. В докладе отмечалось, что произошло это в основном за счет улучшения условий по регистрации нового предприятия и защите инвесторов. Какие реформы в этих сферах заметили эксперты ВБ?

— В стране был упрощен процесс создания нового предприятия. Благодаря внедрению принципа «одного окна» при подаче документов он стал на шесть процедур короче, а по срокам сократился на 21 день (с 69 до 48 дней). Кроме того, стоимость оформления нового предприятия в Беларуси уменьшилась с 26 до 9% от ВВП на душу населения. В результате этого ваша страна сумела повысить свой рейтинг на 35 позиций по показателю оформления нового предприятия (со 154 до 119 места). Тем не менее республика все еще отстает от своего региона в этой области. В среднем количество процедур в Европе и Центральной Азии — 8, а в Беларуси — 10. Открыть компанию у вас почти в два раза дольше, чем в среднем по региону, где на это уходит 26 дней.

В этом году Беларусь также усовершенствовала систему защиты инвесторов. Еще год назад она имела один из самых низких рейтингов в сфере прозрачности сделок, а сейчас сумела продвинуться на 22 позиции. Во многом это произошло благодаря Закону «О хозяйственных обществах», который был принят в январе 2006 г. Тем не менее этот же Закон снизил рейтинг Беларуси в сфере индекса ответственности директора с 3 до 1 по 10-балльной шкале, что означает повышенную склонность к использованию положения в корыстных целях. Рейтинг по показателю защиты инвесторов в Беларуси выше среднего по Европе и Центральной Азии, однако резервы для улучшения есть. В качестве примера можно привести Грузию, которая стала одной из самых смелых стран-реформаторов нынешнего года в этой сфере. В частности, там были приняты поправки к закону о ценных бумагах, что помогло устранить юридические лазейки, которые давали возможность лицам, имевшим доступ к закрытой для широкой публики информации, экспроприировать доли миноритарных инвесторов.

- Второй год подряд Беларусь занимает последнее, 178-е место, по количеству уплачиваемых налогов. Эксперты ВБ насчитали у нас 124 платежа. Однако в достоверности этой цифры есть сомнения как у государственных экспертов, так и у независимых экономистов. По подсчетам нашего издания, в Беларуси насчитывается около 34-47 налоговых платежей. Какова ваша методология расчета этого показателя?

— Речь идет не о количестве видов налогов, а о платежах в течение года. Этот показатель строится на данных обо всех прямых и косвенных налогах, которые в 2006 г. испытывало на себе предприятие среднего размера в столице страны. В Беларуси в этом году мы насчитали 11 разных видов налогов: 10 ежемесячных и 1 ежеквартальный (10 x 12 + 1 x 4 = 124). Некоторые из этих налогов имеют одинаковую налоговую базу: они могут быть объединены или, по крайней мере, совмещены в одной строке налоговой декларации. Например, социальные платежи, налог на заработную плату, страховка на случай происшествий на рабочем месте рассчитываются на основании начисленной заработной платы. Налог на прибыль предприятий и транспортные налоги рассчитываются на основе налогооблагаемой прибыли. Еще одним способом облегчения административного бремени для предприятий является введение системы уплаты налогов через Интернет. Для сравнения уточним, что в Сингапуре всего 5 платежей (и видов налогов) в год.

- Согласно исследованию, индекс сложности приема на работу в Беларуси равняется нулю. Как получился такой показатель и означает ли это, что в республике нет проблемы с трудоустройством?

— Методика «Doing Business» анализирует гибкость системы приема на работу и напрямую не рассматривает проблему трудоустройства. При вычислении индекса сложности приема на работу принимается во внимание, во-первых, разрешаются ли контракты с фиксированным сроком для выполнения постоянных задач, во-вторых, максимальный разрешенный срок временных контрактов и, в-третьих, соотношение минимальной заработной платы к произведенной работником добавленной стоимости. В Беларуси контракты с фиксированным сроком разрешены для выполнения постоянных задач, что мы оцениваем как максимальную гибкость (0 баллов по 10-балльной шкале). Ваше законодательство о найме работников не предусматривает каких-либо ограничений длительности контрактов с фиксированным сроком, что тоже соответствует 0 баллов. Мы ставим 0 баллов странам, где соотношение минимальной заработной платы к произведенной работником добавленной стоимости меньше 0,25. В Беларуси этот коэффициент равен 0,20. Как правило, страны с гибкой системой приема на работу создают больше рабочих мест.

- Какими методиками пользуются ВБ и МФК при проведении исследования? Сколько времени уходит на изучение показателей в одной стране? Учитываются ли какие-то страновые особенности?

— Для сбора данных применяется стандартная методика: сначала рабочая группа специалистов проекта «Doing Business» вместе с научными консультантами разрабатывает анкеты для проведения опроса. Он строится на основе единой стандартной ситуации из предпринимательской практики. Это позволяет обеспечить сопоставимость результатов по странам и по времени при заданных допущениях в отношении организационно-правовой формы предприятия, его размера, местоположения и направления деятельности. Анкеты опроса распространяются среди более 5 тыс. местных экспертов, в число которых входят юристы, консультанты по вопросам предпринимательства, бухгалтеры, правительственные чиновники и другие специалисты, занятые практической или консультационной деятельностью в области правовых и регуляторных вопросов. Далее группа специалистов проекта «Doing Business» организует несколько раундов переговоров (обычно четыре) с местными экспертами посредством телефонных переговоров, деловой переписки, включая посещение исследуемых стран. Так, при подготовке последнего доклада члены рабочей группы посетили 71 страну, чтобы сверить имеющиеся данные и пополнить базу местных респондентов. Сведения, полученные в результате опросов, подвергаются многочисленным проверкам на надежность. По результатам этих проверок в собранные данные могут вноситься поправки и дополнения. Все опросы и детали методологии опубликованы в Интернете по адресу www.doingbusiness.org, также как и контактные реквизиты местных партнеров, которые предоставляли информацию.

- Сотрудничают ли эксперты ВБ и МФК при подготовке исследования с правительствами стран?

— Да, мы делаем это постоянно. Наши эксперты встречаются с представителями правительственных учреждений во время командировок в соответствующие страны. Особенно мы приветствуем вопросы со стороны правительств в отношении публикуемых нами данных, так как это повышает качество наших индикаторов. Так, в прошлом году были получены запросы из 20 стран, и наши переговоры привели к пересмотру того или иного показателя и изменения 47 единиц данных. Необходимо отметить, что данные исследования в основном основываются на информации, предоставленной представителями частного сектора, с правительствами работа ведется в основном в сфере обмена опыта по проведению реформ.

- Готовzт ли ВБ и МФК какие-либо рекомендации странам по улучшению бизнес-среды, и если да, то прислушиваются ли к ним государства?

— За время существования проекта было проведено 113 реформ в самых различных странах мира — от Мексики до Азербайджана. Мы активно работаем с правительствами, предоставляя возможность обмена опытом проведения реформ и внедрения передовых законодательных практик. В частности, проект МФК по улучшению деловой среды в Беларуси вот уже несколько лет плодотворно работает с правительством над проведением реформы регистрации предприятия. Это сотрудничество во многом и привело к значительному улучшению позиций Беларуси в рейтинге «Doing Business».

Вопросы задавал
Дмитрий ЕРМАК
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений