ЕАЭС: о поддержке знаем, но не пользуемся
Белорусские компании неплохо осведомлены о деятельности Евразийского экономического союза, однако слабо пользуются поддержкой организации либо ее институтов. Такой вывод можно сделать из исследования «Интеграционный бизнес-барометр», проведенного Евразийским банком развития.
В опросе, проходившем в августе – сентябре 2021 г., приняли участие 337 компаний – участников внешнеэкономической деятельности из Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана (последний – не член организации, участвовал в опросе в качестве эксперимента – ответы из этой страны мы опустим). В качестве респондентов выступили руководители предприятий или их подразделений по ВЭД и маркетингу.
С общим облегчением, но невысокой вовлеченностью
73% опрошенных считают, что евразийская интеграция значительно или «в некоторой степени» облегчает ведение бизнеса на территории входящих в ЕАЭС государств. Доля таких ответов в совокупности составила 78% и 79% в Беларуси и Казахстане соответственно, по 75% – в России и Армении, в Кыргызстане – 60%. Причем в Беларуси и Казахстане не выявлено компаний, в которых считают, что работа ЕАЭС усложняет ведение бизнеса. А в России чаще, чем в других странах, респонденты затруднялись с ответом на этот вопрос.
В Казахстане и России 29% и 25% компаний соответственно сообщили, что получали поддержку от ЕАЭС и его институтов в виде консультационной помощи в решении проблем. Особо выделялась информационная помощь, поддержка при оформлении экспорта и возможность участия в профильных тренингах.
В Беларуси степень вовлеченности бизнеса в решение существующих проблем с помощью евразийских институтов значительно ниже – о подобном опыте рассказали 16% респондентов. Однако в Армении и Кыргызстане таких компаний еще меньше – 6% и 10% соответственно.
В ЕАБР отмечают, что респонденты ожидают от Евразийского союза финансовой поддержки, содействия в развитии сотрудничества, помощи в устранении таможенных проблем, упрощения бюрократических и налоговых процедур, в расширении экспорта и импорта и выходе на новые рынки.
Конкуренцию воспринимают как препятствие
По отзывам респондентов, при ведении ВЭД в рамках ЕАЭС многие из них продолжают сталкиваться с торговыми барьерами. Помимо технических препятствий, к которым отнесли маркировку, сертификацию и т.д., сложностей таможенного оформления и санитарных норм, респонденты чаще прочих называли высокую конкуренцию, отсутствие информации о внешних рынках и потенциальных партнерах, ограничения для сбыта товаров и финансовые меры (валютное регулирование, регулирование условий оплаты, получения и использования кредита для финансирования импорта).
Наименее же распространенными оказались сложности с экспортными субсидиями, защитой прав интеллектуальной собственности, ограничениями в области государственных закупок, ценовым контролем конкуренции.
Что касается белорусских участников опроса, высокая конкуренция в ЕАЭС в качестве барьера стала самым популярным ответом. Далее идут технические преграды, санитарные и фитосанитарные меры, отсутствие информации о внешних рынках и ограничения сбыта определенных товаров в странах назначения.
Участников попросили и в целом описать аспекты деятельности Союза, которые они считают проблемными. 14% респондентов назвали таковым формальный характер самой интеграции, выраженный в затягивании принятия решений, неравноценности интеграции разных стран, слабой вовлеченности бизнеса в эти процессы; 11% выделили наличие ограничений и пошлин, завышенные, с их точки зрения, требования к продукции, таможенные формальности; столько же респондентов выделили риски, связанные с нестабильностью экономической и политической ситуации в странах ЕАЭС; 9% – рост конкуренции со стороны зарубежных компаний и 7% – отсутствие единой нормативной базы и экономическое неравенство стран-участниц. Менее популярные варианты ответов не приведены.
Среди возможных мер устранения барьеров участники называли использование международных стандартов либо разработку собственных новых стандартов и регламентов ЕАЭС, взаимное признание процедур оценки продукции, гармонизацию правил и норм маркировки, разработку унифицированных требований и правил обращения товаров.
Респондентам предложили оценить инициативы и решения, связанные с бизнесом, озвученные и принятые непосредственно на уровне ЕАЭС. Так, введение маркировки товаров встретило положительную оценку у 75% опрошенных белорусских организаций, внедрение электронных навигационных пломб для отслеживания перевозок – у 66%, введение механизма «единого окна» в системе регулирования ВЭД ЕАЭС – у 73%, реализация цифровой повестки, в т.ч. электронного документооборота, – у 84%.
***
Данные об общей оценке по этим направлениям не представлены, однако можно говорить, что белорусскими компаниями евразийские инициативы воспринимаются более положительно, чем армянскими и российскими, но хуже, чем бизнесом Казахстана и Кыргызстана.
Среди наиболее привлекательных льгот для бизнеса в рамках ЕАЭС, которые респонденты желали бы увидеть, названы льготное кредитование, налоговые преференции и таможенные послабления (снижение пошлин, упрощение и сокращение сроков таможенного оформления).