Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
25.05.2012 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

БелАЗу сказали «ФАС»©

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России обвинила ОАО «БелАЗ» в том, что предприятие ограничивает конкуренцию, координируя деятельность своих дилеров на территории Российской Федерации. Соответствующее заявление размещено на сайте конт...

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России обвинила ОАО «БелАЗ» в том, что предприятие ограничивает конкуренцию, координируя деятельность своих дилеров на территории Российской Федерации. Соответствующее заявление размещено на сайте контролирующего ведомства.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление ЗАО «КОМПАНИЯ БЕЛАЗКОМПЛЕКТ ПЛЮС» — одного из дилеров ОАО «БелАЗ». Комиссия ФАС России выявила, что дилерская сеть ОАО «БелАЗ» имеет строгое разделение деятельности дилерских центров по территориальному признаку. Несмотря на то что ранее из дилерских соглашений были исключены положения, предусматривающие такие ограничения, фактические обстоятельства указывают на то, что территориальный принцип продажи продукции действует и соблюдается по настоящее время, полагают в ФАС.

Антимонопольная служба отмечает, что на официальном сайте ОАО «БелАЗ» размещена информация о территории деятельности каждого дилера, за пределами которой он не имеет права осуществлять поставку продукции. В своих письмах в адрес потребителей ОАО «БелАЗ» информирует их о дилерах, которые действуют на близлежащей к ним территории, и указывает на необходимость осуществления закупки продукции исключительно у данных организаций.

Комиссия ФАС России сообщает о фактах рассылки ОАО «БелАЗ» в адреса организаций-потребителей писем с указанием необходимости закупки продукции у конкретных дилеров, которым общество предоставило такое право, в т.ч. путем оформления письменных разрешений на поставку в их адрес. В противном случае ОАО «БелАЗ» не гарантировало поставку продукции и ее сервисное обслуживание. Ряд потребителей карьерных самосвалов подтвердили факты получения таких писем и проинформировали ФАС России о том, что указания ОАО «БелАЗ» ими были исполнены.

Соблюдение правил географического разделения продаж, установленных ОАО «БелАЗ», подтверждается и письмами дилеров в адрес потребителей, в которых те отказывают в поставке продукции за пределы подведомственной территории. Кстати, по данным российских источников, география интересов самого ЗАО «КОМПАНИЯ БЕЛАЗКОМПЛЕКТ ПЛЮС», зарегистрированного в Москве, довольно обширна: компания имеет постоянно действующие представительства в ЮАР, в Иркутске, Кемерове, Хабаровске, Нерюнгри и в самой Беларуси.

«Практика организации продаж ОАО «БелАЗ», при которой дилерам запрещается поставлять продукцию и участвовать в торгах за пределами подведомственной территории, устранила возможность конкуренции между ними, что, в свою очередь, также ограничивает потребителей в свободном выборе поставщиков закупаемой продукции ОАО «БелАЗ», — считает заместитель начальника Управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС Андрей Грешнев.

При этом в своих выводах ФАС ссылается на ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой физическим лицам, коммерческим и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если это может привести к любому из последствий, указанных в частях 1–3 данной статьи. ФАС также напоминает об ограничениях, изложенных в ст.ст. 12 и 13 Федерального закона № 135-ФЗ.

Разумеется, законодательство следует соблюдать. Но ситуация с БелАЗом заставляет задуматься о том, как сложится судьба отечественных товаропроводящих сетей за рубежом. Ведь согласованная сбытовая политика лежит в основе создания таких структур, которым белорусские власти уделяют повышенное внимание. Если же участники этих сетей — дилеры и дистрибьюторы — начнут конкурировать между собой, а наши производители добавят к этому свое участие, то вся схема, выстраивавшаяся со времен появления постановления Совмина от 21.12.2006 № 1699 и усовершенствованная постановлением от 24.02.2012 № 183, оказывается уязвимой. С другой стороны, интересна и ситуация, когда участник товаропроводящей сети «выносит сор из избы», оспаривая сбытовую политику производителя. Впрочем, учитывая, что в ЗАО «КОМПАНИЯ БЕЛАЗКОМПЛЕКТ ПЛЮС», которое является официальным дистрибьютором техники «БелАЗ» с 2005 г. (ранее им была компания «БЕЛАЗКОМПЛЕКТ ПЛЮС»), белорусской стороне принадлежит всего 16%, а 84% — ООО «Профитком», рычагов влияния на жалобщика у производителя немного. Между прочим это не первый конфликт: осенью 2010 г. Торговый дом «БелАЗ», являющийся эксклюзивным поставщиком всего ассортимента продукции и запчастей Белорусского автозавода в Россию, подавал к ЗАО иск в арбитражный суд Москвы на взыскание задолженности на сумму 1,2 млрд. рублей.

К тому же открытие в России совместного предприятия по производству БелАЗов неизбежно заставит российских посредников скорректировать свои отношения с белорусской стороной или искать себе другой бизнес.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений