Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
ВЭД
02.04.2021 6 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №24 (2421) от 02.04.2021
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Беларусь вводит контрсанкции. — Против каких товаров и услуг – пока неизвестно

Фото: Gregor Schuster/Getty Images

Указом от 30.03.2021 № 128 «О применении специальных мер» введен запрет на импорт товаров, работ и услуг, «выполняемых юридическими и физическими лицами государств, принявших специальные меры (санкции) в отношении белорусских юридических или физических лиц».

Фактически речь идет о контр­санкциях.

Если в отношении услуг в документе используется приведенная выше формулировка, то товарное эмбарго коснется «отдельных групп товаров (в т.ч. товаров отдельных производителей), страной происхождения которых являются государство или объединение государств», принявшие решение о введении санкций или присоединившиеся к принятым ранее решениям других стран или объединений.

Перечень товаров, работ и услуг и иностранных юридических и физических лиц (при необходимости), а также сроки запретов поручено установить правительству.

На данный момент о каких-либо подобных решениях неизвестно. Однако стоит учитывать, что Указ № 128 вступает в силу только через 10 дней после его официального опубликования (опубликован 01.04.2021).

Совмину поручено не только подготовить санкционные списки, но и разработать порядок действий, необходимых для установления запретов. То есть документ, по сути, утвердил только общие рамки для введения контрмер.

Само решение обосновывается целями «обеспечения безопасности и защиты национальных интересов Республики Беларусь» и принято со ссылкой на п. 2 ст. 8 Закона от 25.11.2004 № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В нем сказано, что «в отношении внешней торговли с конкретным государством (группой государств) Президент Республики Беларусь может принять решение о применении любых методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Введенные запреты не распространяются на транзит товаров через территорию страны.

Одновременно правительству поручено принять меры «по обеспечению сбалансированности рынков, недопущению ускоренного роста цен на товары, работы (услуги)», в отношении которых вводится эмбарго, а также по их замещению на внутреннем рынке произведенными в Беларуси или государствах Евразийского союза.

Из этого стоит сделать вывод, что запрет может коснуться в т.ч. потребительских товаров. В таком случае белорусское эмбарго напоминает российское, действующее с 2014 г. Напомним, в РФ введен запрет на ввоз продовольствия из США, ЕС и ряда других стран, включая Украину. Нелегально ввезенные продукты уничтожаются.

К сожалению, не обладая даже приблизительной информацией о направлениях запрета и видах товаров и услуг, прогнозировать влияние новых мер на экономику и потребительскую корзину сложно. Есть вероятность, что окончательное решение не будет быстрым, «подвешивая» тему в воздухе как «козырь» для гипотетических переговоров с Западом о дальнейшем развитии отношений.

Но возникает вопрос, что делать бизнесу, который связан контрактными обязательствами, а для перестройки потоков понадобится время? И смогут ли импортеры рассчитывать на какую-либо компенсацию от такого решения госорганов?

 

Импортозамещение назло «врагам»

Пока исходя из текста документа можно уверенно перечислить только государства, продукцию и услуги которых белорусские контрмеры должны затронуть.

Первый пакет санкций в отношении Беларуси был введен Европейским союзом 2 октября 2020 г., впоследствии список подпадающих под их действие лиц был расширен вторым и третьим пакетами в ноябре и декабре соответственно. Отличием третьего пакета стало то, что помимо отдельных граждан, в т.ч. представителей власти, в него включены и организации.

В феврале 2021 г. Совет ЕС решил продлить еще на год ограничительные меры «в отношении высокопоставленных должностных лиц Беларуси, ответственных за жестокие репрессии и устрашение мирных демонстрантов, представителей оп­позиции и журналистов, а также лиц, ответственных за фальсификацию результатов голосования».

Ограничительные меры предусматривают запрет на поездки в Евросоюз и заморозку активов лиц из санкционного списка, который сейчас насчитывает 88 человек, а также заморозку активов семи организаций. Кроме того, физическим и юридическим лицам – представителям ЕС запрещено прямо или косвенно предоставлять средства находящимся в санкционном списке.

На данный момент к санкциям ЕС присоединились Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Северная Македония, Албания, Черногория, Канада и Украина.

Кроме того, национальные санкции ввели Великобритания, Швейцария, Латвия, Литва и Эстония.

США в декабре прошлого года также расширили санкции в отношении Беларуси. Сейчас действуют персональные визовые санкции. Запрет о ведении операций с некоторыми предприятиями для американских организаций может быть возобновлен в конце апреля (после почти шестилетней приостановки).

Ранее МИД Беларуси несколько раз заявлял о введении визовых санкций и запрета на въезд в страну для ряда лиц из западных стран. Но их списки, в отличие от решений государств ЕС и США, не публиковались.

***

Взаимоотношения официального Минска с Западом после президентских выборов 2020 г. и последовавшего за ними развития политического кризиса в стране находятся едва ли не в самой низшей точке за весь их период. По «сформировавшимся демократиям» власти решили ударить рублем из кошелька белорусского импортера. Как это отразится на внутреннем рынке и конечных потребителях – большой вопрос.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений