$

2.5514 руб.

3.0284 руб.

Р (100)

3.3658 руб.

Ставка рефинансирования

7.75%

Проекты

Барьеры, которые нужно снимать: необоснованные проверки, излишние санкции

27.10.2020
Барьеры, которые нужно снимать: необоснованные проверки, излишние санкции
Фото: freepik

Расходы бюджета на поддержку малого и среднего бизнеса в ближайшие годы увеличат. Однако есть риски, мешающие этому. Минэкономики подготовило и распространило для обсуждения бизнес-союзами проект государственной программы «Малое и среднее предпринимательство» на 2021–2025 гг.

В целом его можно назвать комбинированным: он включает как новые направления, так и «классические» – повторяющиеся из до­кумента в документ.

 

Проверки и аренда

Разработчики программы ставят перед собой три главных цели:

  • создание конкурентоспособного и адаптивного предпринимательского сектора;
  • выход на устойчивую динамику качественного развития МСП;
  • активное проникновение белорусских субъектов МСП на зарубежные рынки.

Для этого регулятор намерен продолжать стимулирование деловой инициативы, кардинальное улучшение бизнес-среды и укрепление потенциала малого бизнеса.

Стратегические направления новыми не назовешь. Однако стоит обратить внимание на актуализированную оценку барьеров, которые на практике сковывают развитие малого и среднего предпринимательства.

Среди таких барьеров разработчики выделили:

  • высокие экономические и персональные риски для привлечения бизнесменов к уголовной и административной ответственности при «существенной несоразмерности наказания совершенным экономическим преступлениям»;
  • риски безосновательного вмешательства должностных лиц в экономическую деятельность субъектов хозяйствования при излишнем количестве административных процедур, проверок, т.ч. проводимых по анонимным сообщениям;
  • неопределенность в связи с недостаточной прозрачностью судебной системы;
  • непропорциональные санкции за нарушения налогового законодательства при сложной системе налогообложения;
  • ограничение конкуренции со стороны госпредприятий и отсутствие фактического равенства форм собственности;
  • высокая стоимость аренды помещений и отсутствие стабильности во взаимоотношениях с арендодателями;
  • сосредоточенность излишних лицензионных, контрольных и иных функций у госорганов;
  • недостаточно эффективный диалог бизнеса и государства и частые изменения законодательства.

Также в Минэкономики отмечают неспособность многих субъектов малого бизнеса оценить важность управленческих навыков на уровне предприятий, кадровые проблемы МСП, высокие затраты на построение производственных цепочек, недостаточный доступ к финансированию и рынкам сбыта.

 

Доступ к финансам

Для решения этих проблем разработчики инициируют:

  • создание «одного окна» для доступа предпринимателей к инфраструктуре поддержки;
  • введение института омбудсмена по защите прав предпринимателей (было отвергнуто Александром Лукашенко в 2017 году);
  • дальнейшую декриминализацию экономических составов преступлений;
  • исключение практики действий судебных и правоохранительных органов, наносящих ущерб деловому климату;
  • запрет на вмешательство конт­ролирующих органов в форме приостановления операций по счетам и действия лицензий;
  • создание саморегулируемых организаций;
  • совершенствование арендных отношений:
  • упрощение доступа малого бизнеса к госзакупкам.

Кроме того, планируется более активное развитие микрофинансирования, краудфандинга, увеличение объемов гарантий по кредитам для МСП, пересмотр механизма государственно-частного партнерства, стимулирование развития женского предпринимательства.

 

Эффект исчерпан

Разработчики отмечают, что в 2016–2019 гг. в Беларуси количество субъектов малого и среднего предпринимательства (юрлиц и ИП) увеличилось почти на 20 тыс. (или на 5,6%). Численность занятых в секторе – почти на 82 тыс. человек (на 6,3%). В секторе МСП заняты 32% работающих.

В последние годы наблюдалось и повышение удельного веса данного сектора в основных социально-экономических показателях. Так, доля в валовой добавленной стоимости МСП увеличилась на 3 процентных пункта, в выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг – 3,6 процентных пункта.

За это время сокращено количество лицензируемых видов деятельности, изменен порядок прекращения действия лицензий, начал функционировать Единый реестр лицензий. Внедрено обязательное проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов, снижена административная и контрольная нагрузка на малый бизнес, развивалась инфраструктура его поддержки.

Однако эти меры на сегодня видятся недостаточными для дальнейшего развития и роста частного бизнеса.

 

Если хватит денег

Обращают на себя внимание рис­ки для реализации программы, которые выделило Минэкономики. Среди прочих это макроэкономические риски (в т.ч. в связи с пандемией COVID-19) и риск недостаточности финансового обеспечения госпрограммы, связанный с тем, что большинство ее мероприятий планируется профинансировать из местных бюджетов.

Пока на мероприятия программы планируется за пять лет направить 700 млн руб. Это на 120 млн больше, чем за 2016–2020 гг.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Автор публикации: Алексей АЛЕКСАНДРОВ


***