Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Факты, комментарии
08.04.2011 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Аудит и экспорт свободны

Одним из ключевых мест Директивы № 4 является либерализация ценообразования. Задача эта непростая: за 20 лет государственное регулирование в данной сфере так разрослось, что его демонтаж требует отмены или изменения сотен нормативных актов. Процесс н...

Одним из ключевых мест Директивы № 4 является либерализация ценообразования. Задача эта непростая: за 20 лет государственное регулирование в данной сфере так разрослось, что его демонтаж требует отмены или изменения сотен нормативных актов. Процесс на месте не стоит, но из графика уже выбивается.

Первым шагом в этом направлении стало принятие Указа от 25.02.2011 № 72, которым был отменен Указ от 19.05.1999 № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» и несколько сокращена сфера регулирования министерствами и ведомствами цен на ряд товаров и услуг. С отменой Указа № 285 исчезла правовая основа установления правительством предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов), а отсутствие экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат) у производителей и расчета отпускных цен у импортеров перестало считаться административным правонарушением. Вторым этапом, как следует из перечня мероприятий по реализации Директивы № 4, утв. постановлением Совмина и Нацбанка от 28.02.2011 № 251/6, уже в I квартале текущего года должны были стать отмена Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утв. постановлением Минэкономики от 10.09.2008 № 183, сокращение перечня социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Минэкономики и исполкомами, а также обеспечение самостоятельного принятия организациями решений о реализации продукции по ценам, определяемым с учетом конъюнктуры, и со скидками. На II квартал запланировано уточнение полномочий госорганов, осуществляющих регулирование и контроль в сфере ценообразования, путем внесения изменений в Закон «О ценообразовании», сокращение перечня платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются государством, и пересмотр законодательства, регламентирующего ценообразование в строительстве, мониторинг цен (тарифов), расчет индексов цен в строительстве.

Однако власти несколько выбились из графика. Инструкция № 183 до сих пор не отменена (хотя соответствующее постановление вроде бы уже подготовлено). Пока регистрацию прошли лишь два документа. Так, Минэкономики постановлением от 28.03.2011 № 44 (НРПА от 4.04.2011 г., рег. № 8/23512) признало утратившим силу свое постановление от 30.04.2002 № 94 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования тарифов на услуги по аудиту», а постановлением от 25.03.2011 № 41 (НРПА от 5.04.2011 г., рег. № 8/23514) — постановление от 21.04.1999 № 42 «Об утверждении Порядка заявления белорусскими товаропроизводителями регистрационных цен на экспортируемую продукцию собственного производства».

Со вступлением в силу постановлений № 41 и № 42 (с момента их публикации) аудиторы и экспортеры смогут «вкушать» ценовую свободу. Первым не придется более ограничивать 30-процентную рентабельность при формировании своих тарифов на обязательный аудит, а разработка самих тарифов станет их внутренним делом.

Постановление от 21.04.1999 № 42 было принято во исполнение постановления Совмина от 7.04.1999 № 478, которым производителям давалось право регистрировать свои экспортные цены, а остальным субъектам хозяйствования запрещалось под угрозой штрафа при экспорте такой продукции применять цены ниже регистрационных. По сути это лишь мешало промышленности создавать свои дилерские сети, работающие на скидке поставщика к отпускной цене. Но такой порядок просуществовал более 10 лет и исчезает с отменой правительственного постановления № 478 постановлением Совмина от 14.03.2011 № 319, вступившим в силу с 23 марта.

Прочим субъектам хозяйствования, которые не являются ни аудиторами, ни экспортерами, остается ждать выполнения очередных требований Директивы № 4.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений