Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
11.12.2007 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Арифметика с географией

Энергосбережение

Ежегодно в белорусских лесах образуется примерно 7,8 млн. «плотных» кубометров древесных отходов. К 2012 г. эта цифра может возрасти до 9 млн. Распределены они неравномерно: чем лесистее район, тем отходов, естественно, больше. Cколько конкретно на той или иной территории — знать об этом важно для планирования размещения объектов малой энергетики, использующих древесину. Сделать это поможет географическая информационно-аналитическая система (ГИС), разработанная в рамках проекта ПРООН/ГЭФ «Применение биомассы для отопления и горячего водоснабжения в Республике Беларусь». Об этой системе рассказывает эксперт проекта Ирина АНАНИЧ.

— Как правило, ГИС применяется там, где важна «привязка» объекта к местности. В частности, когда следует учитывать такие факторы, как болотистость почв, наличие или отсутствие радиоактивного загрязнения территорий, количественные и качественные характеристики местных производителей и потребителей энергии.

Применительно к нашей ситуации задача сформулирована следующим образом: на карту республики нанесены населенные пункты, дороги, лесные массивы. Есть данные о том, какие мероприятия лесопользования и ухода будут проводиться в том или ином квартале — участке размером 100 х 100 м, существуют ориентировочные нормативы образования отходов по каждому типу мероприятий с учетом пород деревьев. Необходимо предложить оптимальные варианты размещения котельных, работающих на древесных отходах, с учетом экономической целесообразности, уровня производства электрической и/или тепловой энергии, реальной возможности доставки топлива и других факторов.

Отличительной особенностью любой ГИС является то, что ее информационное наполнение, как правило, выполняется на основе различных официальных источников. Следовательно, для эффективной работы системы в целом очень важно решить проблему межведомственной координации, а именно обновления информации и внедрения результатов работы на различных уровнях. Причем данные должны быть максимально полными и достоверными. Следовательно, необходимо согласовать механизмы сбора и учета сведений о наличии тех же древесных отходов, их количестве и качестве, решить другие задачи, обеспечивающие принятие впоследствии грамотных управленческих решений.

Другая актуальная проблема — практическое использование рекомендаций, получаемых в результате функционирования ГИС. Пока она работает в режиме «обкатки» в рамках международного проекта технической помощи и до его окончания не может обслуживать коммерческие организации, в частности, занимающиеся энергоаудитом и деревозаготовкой, которые уже сегодня проявляют к ней большой интерес и готовы платить за предоставляемые сведения. Информация на безвозмездной основе предоставляется лишь достаточно узкому кругу организаций.

Система изначально разрабатывалась как инструмент государственного учета и планирования. Однако несмотря на большое количество не решенных к настоящему времени вопросов межведомственной координации, министерства, другие органы республиканского и местного управления, организации и предприятия с большим интересом следят за ее развитием. Так, совсем недавно ГИС была дополнена базами данных экологической информации, что позволит оценивать фоновый уровень загрязнений по соединениям азота и серы в зоне предполагаемого строительства котельных на древесном топливе и производить первичную оценку требований к очистным сооружениям (пылеуловителям, газоуловителям и др.), предъявляемым при прохождении ими экологической экспертизы. А как известно, это существенно влияет на стоимость строительства и экономическую эффективность объектов.

При наполнении системы дополнительными информативными «слоями» можно значительно расширить круг решаемых с ее помощью задач. Например, оптимизировать прокладку высоковольтных линий электропередачи, продуктопроводов и других энергетических объектов. Словом, ГИС может служить серьезным вспомогательным инструментом при принятии управленческих решений в различных областях.

Решать проблемы своевременного обновления информации и практической реализации возможностей системы необходимо комплексно: поскольку получаемые в результате ее функционирования сведения будут использовать многие республиканские и местные органы госуправления, то и исходные данные в рамках своей компетенции они должны предоставлять в полном объеме и своевременно. Представляется, что определить механизм их взаимодействия и координации целесообразно на уровне правительства при поддержке департамента по энергоэффективности Госстандарта — национального исполнителя проекта.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by