Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №35(2729) от 07.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2223
EUR:
3.4671
RUB:
3.5152
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Факты, комментарии
27.08.2004 14 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Александр МОШЕНСКИЙ, генеральный директор СП "Санта Бремор":

"ВАЖНО, ЧТОБЫ У ЧИНОВНИКОВ ХВАТАЛО СИЛ УДЕРЖИВАТЬСЯ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ"
"ВАЖНО, ЧТОБЫ У ЧИНОВНИКОВ ХВАТАЛО СИЛ УДЕРЖИВАТЬСЯ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ"

В 1999г. в СЭЗ "Брест" открылось СП "Санта Бремор". Сегодня на предприятии занято 3 тысячи человек. Своими брэндами  "Матиас", "Морячок", "ЮККИ" оно известно  в Беларуси и других странах СНГ. Успешный бизнес вызывает естественный интерес: каковы его предпосылки и в чем секрет?

Недавно в редакцию "НЭГ", откликнувшись на наше приглашение, заглянул генеральный директор СП "Санта Бремор" Александр МОШЕНСКИЙ. Мы и начали разговор с этих вопросов.

- Александр  Михайлович, почему выбор пал на столь нетрадиционный для страны, не имеющей выходов к морю, бизнес, как переработка морской рыбы?

- 6 лет назад директор СП "Санта Импэкс Брест" Михаил Леонидович Мошенский посетил предприятие одного из своих западных партнеров, имеющее традиции рыбопереработки с 1937г. Партнер предложил отцу организовать СП, которое назвали впоследствии "Санта Бремор". Мы взяли на себя переработку и реализацию рыбопродукции. Приорбанк - финансирование. Немцы - технологии, которые были адаптированы к славянским вкусам: СП задумывалось и как игрок на отечественном рынке,  и как субъект хозяйствования, способный поставлять продукцию на рынки  России, Украины, Молдовы, других стран СНГ. Это - задача минимум. Задача  максимум - расширение поставок на рынки вне СНГ. По этим причинам его зарегистрировали в качестве резидента СЭЗ "Брест".

В 1999г. начали  строительство, а в 2000г. уже запустили производство.

- В последнее время в обществе по-разному оценивают роль СЭЗ в белорусской экономике. Что вы думаете о вероятных переменах?

- Меняется мировая экономика, меняется жизнь и рассчитывать на неизменность однажды принятых правил не приходится. Мы ждем выхода Указа Президента об изменении условий деятельности СЭЗ.

Вместе с тем по СЭЗ "Брест" видно, что работают они эффективно: за несколько лет появились корпуса новых предприятий, открыто тысячи рабочих мест. Что касается "Санта Бремор", то если бы мы были вне СЭЗ, рост компании был бы более медленным. Предоставленные льготы повышают конкурентоспособность на территории России, Украины, в странах, где таможенное и налоговое законодательство отличается от законодательства Беларуси. Нам удается конкурировать и с рыбопереработчиками из Калининградской СЭЗ. Притом  не за счет демпинга.

Собственно, льгота и была задумана, чтобы привлечь инвесторов, дать возможность параллельно создавать новую экономику. Чтобы на нее государство могло через несколько лет опереться. Разумнее всего государству потихоньку "переносить левую ногу" на окрепшую экономику, а не "становиться" сразу "двумя ногами". Так можно и раздавить.

Изучить опыт СЭЗ и использовать его во благо всей страны - это задача Министерства экономики. По темпам роста предприятий, их развитию, поступлению налогов на одного работающего можно дать оценку правилам игры для резидентов СЭЗ и других субъектов хозяйствования РБ. Главное, чтобы правила игры имели обозримое будущее- 5 лет. Без  этого невозможно планировать развитие бизнеса.

- А что представляет сегодня собой компания "Санта Бремор"?

- "Санта Бремор" состоит из 7 производств: 4 крупных цеха и 3 - поменьше. Это производство рыбопродукции класса "пресервы", цеха по производству копченой рыбы, икорной продукции, мороженого, воды, салатов, пельменей, кулинария. Главное - рыбопереработка. "Санта Бремор" производит 1,5 тыс. т рыбной продукции в месяц ( в среднем 80 авторефрижераторов). А за 3 месяца производим столько, сколько за год наш ближайший российский конкурент.

В последние 3 года из 5, на протяжении которых работает "Санта Бремор", на перевооружение мы тратим как минимум 1 млн. евро в год. Только за 2003-й компания, которой 10 лет назад не было даже в проекте, заплатила около 30 млрд. руб. налогов в бюджет. Если удастся работать в аналогичных условиях и дальше, то за счет ввода новых производств, расширения ассортимента планируем увеличить выпуск продукции на 50%.

- Ходят слухи о том, что "Санта Бремор" открывает новое производство...

- Да, должны скоро запустить завод по производству крабовых палочек на основе сурими. Задача - произвести продукт более близкий по рецептуре к японским продуктам, чем к китайским аналогам. Новое производство стоит 7 млн. евро. Там будет создано порядка 500 новых рабочих мест.

- Не боитесь конкуренции? Ведь палочки делают в Прибалтике, России.

- Да, в России есть крупные рыбоперерабатывающие предприятия, но у них иная специализация. В производстве пресервов аналогичных по объемам конкурентов нет ни в России, ни в Беларуси, ни в Украине. Здесь мы - лидеры и пионеры рынка СНГ по такому классу технологии производства и упаковки.

Приняв решение об открытии завода по производству крабовых палочек, мы были уверены, что дадим также более качественный продукт, чем россияне и прибалты. Технологи "Санта Бремор" год стажировались во Франции, США, Японии. Там же закупалось и оборудование. Отдел главного технолога, специалисты лаборатории способны гарантировать конкурентоспособный продукт. Нужно сказать, что мы не стремимся стать монополистами. Главное - не обмануть ожидания покупателя, дать возможность сделать выбор в пользу продукции "Санта Бремор".

- Какова география поставок рыбопродукции компании?

- 30% - на отечественный, 70% - на внешний рынки. Больше всего, конечно, продаем в России и Украине. Наши экономики много лет были тесно интегрированыбытовой, мы имеем схожий менталитет и кулинарные вкусы. Эти связи нужно и далее развивать. Что мы и делаем: в России наша сельдь продается вплоть до Курильских островов и Сахалина. И в Украине растет число компаний, которые сотрудничают с "Санта Бремор". Наиболее результативно развивается собственная дилерская сеть. Отправляем рыбопродукцию в Армению, Азербайджан, Казахстан. Наладили постоянные поставки в США, Канаду, Израиль.

- Выбор этих стран не случаен? Ведь там живет много русских эмигрантов, которые априори должны любить селедку...

- Да, 70% импорта идет на этнические рынки и 30% - на иные. Во всем мире есть интерес к славянской культуре и такой ее части, как кухня. Это обстоятельство учитывается в нашей сбытовой политике: 1 раз в 2 месяца "Санта Бремор" отправляет контейнер с сельдью в Бейрут (Ливан). Если  японцы научили мир есть сырую рыбу с рисом, то и мы сможем научить есть слабо соленую сельдь. Может быть не сельдь, а икру: первое место по  экспорту вне СНГ занимает икра мойвы. Это наше ноу-хау охотно покупают и в Европе, и в США.

- Дает ли возможность система HACCP гарантировать выход на рынки Евросоюза?

- Наличие HACCP - необходимое условие. Но ЕС требует от государства-экспортера наличие органа государственной регуляции, который бы обеспечивал системную сертификацию экспорта в ЕС и прочих мер. Пока идет процесс выполнения этих требований, "Санта Бремор" работает рамках временного разрешения Евросоюза, срок которого истекает в этом году. До конца года Беларуси нужно получить постоянное разрешение  на поставку рыбной продукции. Или страну исключат из списка.

- В Беларуси от производителей продуктов питания требуют строгого соблюдения ГОСТов, зачастую более жестких, чем в других странах СНГ...

- Да, это правда. В некоторых случаях это ставит производителей РБ в неравные условия с производителями Украины, России. Взять, к примеру, пельмени. У нас идет жесткий ГОСТ, регламентирующий, какое мясо класть, сколько добавок, какими должны быть соотношения мяса и теста, то в российских пельменях этот ГОСТ так жестко не отслеживается. Из-за того, что не стыкуются данные требования, белорусские производители попадают под прессинг недобросовестной конкуренции.

- Насколько широка свобода предпринимательского маневра в производстве и реализации рыбопродуктов? Какую роль на рыбном рынке играет Управление делами Президента?

- Я считаю, что это хорошо, когда на рынке существуют определенные правила игры, которые отслеживаются госорганами - в данном случае Управлением делами Президента. Важно, чтобы у чиновников хватало сил удерживаться в рамках государственных интересов. Если удастся сохранить эту ситуацию, думаю, потребитель и рынок  будут развиваться.

С тех пор, как Управление делами президента выдало нам лицензию на ввоз рыбы, прошло полгода. Нужно сказать, что мы не заметили ограничений в нашей деятельности. Лицензия на необходимую для нас на год квоту рыбы обошлась в 30 тыс. USD. Полученных квот для нас достаточно. Может быть, так потихоньку заработаем на флот для Беларуси.

- А не хотите ли приобрести маленький флотик для СП "Санта Бремор"?

- Нет. У нас неплохо получается перерабатывать рыбу. Вот на этом и остановимся. Да и Беларуси, на мой взгляд, флот не очень нужен. Нам нужно развивать свои внутренние водоемы, аквакультуру, чтобы обеспечить себя речной рыбой, как это принято во многих европейских станах. Морской рыбой рынки и так насыщены.

- Не скажите. В наших магазинах ее мало. Чего не скажешь о рынках вроде Комаровского...

- Это смотря с чем сравнивать. Иностранцы удивляются выбору рыбы в наших магазинах. Единственное, чего не хватает, так это рыбных деликатесов и свежей морской рыбы. Но это вопрос покупательской способности. Европа без проблем снабжается свежей океанической рыбой: там прекрасно организована логистика поставок по магазинам. Для Беларуси - это вопрос будущего. Нужно, чтобы достаточно "подрос" бюджет семьи. Тогда и заработает схема поставок свежей рыбы.

Что касается свежемороженой рыбы, то в наших магазинах ее присутствует до 50 позиций. Думаю, со строительством супермаркетов будет выделяться больше места и витрин для выкладки рыбы.

- Еще несколько лет назад разница в цене рыбы и мяса для потребителя была в пользу рыбы. Сейчас картина изменилась.

- Цены на сельдь последние 2-3 года не выросли (за исключением сезонных колебаний), а вот на мясо стало дороже. Повысились они за это время и на столовые сорта рыб (белые сорта - хек, минтай) на 20-40%. Это связано с несколькими факторами. Увеличилось потребление рыбопродукции, а рыбные запасы не стали больше. Выросли цены на нефть, а морская добыча напрямую связана с затратами на топливо. И последнее. Так как цены на крупнейшем рынке потребления рыбопродукции в Евросоюзе сформированы в евро, за счет изменения курса доллара к евро долларовая цена на рыбу пошла вверх.

- Компанию "Санта Бремор" ассоциируют не только с селедкой "Матиас", но и с мороженым "ЮККИ". Почему рядом с "соленым" бизнесом вырос "сладкий"?

- Летний спад спроса на рыбопродукцию ежегодно ставил нас перед задачей: чем занять дилерскую сеть? Учитывая это и то, что в стране был дефицит мороженого, мы решили освоить эту нишу. Закупили итальянские технологии, привлекли отечественных технологов, начали завозить из-за рубежа шоколад, польское варенье и другие натуральные наполнители, стали раздавать магазинам прилавки.

Первыми были стаканчики "ТОП". Потом совместные со Спартаком и Коммунаркой проекты мороженого "Аленка", "Спартак", "Коровка", "Грильяж". Дело пошло. Откликнулся не только покупатель, но и фабрики. Стали срочно менять оборудование по производству и упаковке, подключили маркетинг. Так "Санта Бремор" стал первопроходцем в освоении новых технологий производства и реализации мороженного в Беларуси.

Сегодня мороженое занимает около 5% наших объемов, но летний спрос на него позволяет перекрывать спад реализации рыбопродукции. Продаем его дома, в России, Украине. Если Беларусь получит разрешение на поставку молочной продукции в ЕС, будем и в Евросоюз поставлять. Над проблемой выхода в ЕС белорусских экспортеров молочной продукции сегодня работает Минсельхозпрод. Мы очень рассчитываем на то, что до конца года такое разрешение будет получено.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений