Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
31.03.2015 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

45 ОТТЕНКОВ СЕРОГО©

Проблемы противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма рассмотрели участники IV Международной конференции «Финансовый мониторинг и комплаенс-контроль в банках», организованной компанией «Бизнес-Формат» в Минске.

Проблемы противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма рассмотрели участники IV Международной конференции «Финансовый мониторинг и комплаенс-контроль в банках», организованной компанией «Бизнес-Формат» в Минске.

Наша страна — член Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), которая имеет статус ассоциированного члена FATF — межправительственной организации по финансовым мерам борьбы с отмыванием криминальных капиталов, — напомнила заместитель начальника управления валютного контроля Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Нацбанка Анжелика Хаданович. Закон «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансировании террористической деятельности и финансировании распространения оружия массового поражения», вступивший в силу с 4 января т.г., способствовал признанию на пленарном заседании ЕАГ в прошлом году прогресса Беларуси в выполнении ключевых и базовых требований FATF. Следующая оценка ожидается в 2017 г.

Новый Закон дает банкам право отказывать в обслуживании и осуществлении финансовой операции (за исключением зачисления на счет получателя поступивших денежных средств), если она соответствует критериям и признакам подозрительных. При этом банки сами разрабатывают соответствующие правила внутреннего контроля с учетом своей специфики и требований постановления Правления Нацбанка от 24.12.2014 № 818. Этим документом, среди прочего, установлены 45 критериев выявления и признаков подозрительных финансовых операций, основанных на рекомендациях FATF.

Впрочем, и ранее в рамках борьбы с лжепредпринимательством только в 2013 г. банки направили 671 уведомление об отключении системы клиент-банк и отказали в заключении договоров на обслуживание с 494 клиентами. Сегодня требования к организации внутреннего контроля в Беларуси обязаны выполнять каждый из 31 банков, Банк развития, 72 лизинговые компании и 17 микрофинановых организаций. В частности, они должны следовать Рекомендациям по управлению рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, утв. постановлением Правления Нацбанка от 17.12.2014 № 783.

Система внутреннего контроля банка включает три блока:

– идентификации и верификации в случаях, установленных законодательством всех клиентов;

– мониторинга деятельности клиентов в процессе обслуживания, выявление подозрительных финансовых операций и передача сведений в орган финансового мониторинга;

– хранения сведений и документов в течение установленного срока.

За нарушение установленного порядка регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, в республике предусмотрены санкции по ст. 23.20 КОАП, а за невыполнение мер, направленных на предотвращение легализации незаконных доходов, — по ст. 11.72. Поскольку штраф до 1000 базовых величин — мера достаточно серьезная, поводов для ее применения стараются не давать. К примеру, в прошлом году Нацбанк, проведя 9 комплексных и 2 тематические проверки, оштрафовал по ч. 1 ст. 11.72 КоАП 2 банка на 130 и 150 млн. Br, по ч. 2 ст. 11.72 — 2 работника предупреждены, а 6 — оштрафованы на общую сумму 450 тыс. Br. Кроме того, по ст. 23.20 КоАП были предупреждены 8 работников, а 36 — оштрафованы на общую сумму 2,5 млн. Br. Поскольку все признавали свою вину, то и наказание было умеренным. Сильным стимулом соблюдения норм Закона является опасение публичного информирования о нарушителях на сайте Нацбанка. Если же кто-либо не дорожит своей репутацией, то есть еще один фактор — руководители банков-нарушителей лишаются права на бонусы.

Финансовый мониторинг в белорусских банках достиг высокой степени зрелости, считает главный специалист управления координации и международного сотрудничества Департамента финансового мониторинга КГК Галина Тивинская. Да и как тут не «созреть», если в республике контролем за финансовыми операциями занимаются сразу 7 государственных органов, в т.ч. с 4 января к ним прибавился Минторг, за которым закрепили товарные биржи. Не остаются без внимания и финансовые операции в игорном бизнесе — об этом заботится МНС. Так что, под присмотром семи нянек незаконные сделки остаются если не без глаза, то почти без шансов на безнаказанность. К примеру, только в текущем году ДФМ направил 30 сообщений в правоохранительные органы. Для гармонизации внутреннего законодательства при Департаменте созданы межведомственная рабочая группа по обеспечению координации и взаимодействию госорганов в сфере противодействия легализации незаконных доходов и рабочая группа по изучению криминальных схем.

Менее оптимистично оценили ситуацию независимые специалисты. Так, партнер отдела услуг в области расследования мошенничества и содействия в спорных ситуациях «Ernst & Young (CIS) B.V.» (г. Москва) Борис Колмаков считает, что рискоориентированный подход регулятора может порой ставить банки на грань выживания. Дело в том, что перечень признаков и критериев подозрительных операций является открытым, что позволяет включать в него почти любые сделки. Этому способствует расширительное толкование регулятором некоторых вопросов.

С другой стороны, специалисты по комплаенс-контролю оказываются «самыми несчастными людьми в банках» — тех, кто выносит сор из избы, никто не любит. Впрочем, это не значит, что их труд не ценят. Как сообщила консультант сектора финансового консультирования «KPMG в Беларуси» Екатерина Сивенкова, если в 2004 г., по итогам опросов, 61% высшего руководства банков считали комплаенс-контроль приоритетным направлением, то в 2014 г. — уже 88%. Однако, хотя затраты на эту деятельность существенно выросли, эффективность и результативность мониторинга транзакций падает. Самыми трудными задачами остаются идентификация конечного собственника, получение необходимой информации и необходимость уложиться в сжатые временные рамки.

При оценке процедуры KYC (Know Your Customer — «знай своего клиента») 49% респондентов отметили, что электронная проверка клиентских данных может привести к росту киберпреступности, 68% заверили, что идентификация конечного собственника проведена. Выявить конечного бенефициара весьма сложно, отмечает Е.Сивенкова. При этом респонденты оценивают эту сложность в 4,36 балла по 5-балльной шкале. С такой проблемой нелегко справляться и в других странах, признают участники конференции из Казахстана. Кстати, в этой стране бенефициарным собственником признается владелец более 25% акций, тогда как у нас достаточно 10%.

Не менее важной проблемой специалисты по комплаенсу считают оценку и управление риском вовлечения банка в процессы легализации криминальных доходов, а также постоянный анализ санкций. В утешение заместитель директора ООО «Arzinger & Parners» Юрий Слепич рекомендовал, прежде чем считать уровень финансового мониторинга неудовлетворительным, представить, что могло бы быть без него. Потери общества от нелегальных операций в финансовой сфере гораздо значительнее, чем дополнительные издержки банков на контроль. Принцип «прибыль любой ценой» в современном мире больше не проходит.

Валерия ГЕРАСИМОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by