Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
26.06.2009 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

«Затачиваем» стандарты под Европу

События последнего времени с поставками молочных продуктов в Россию показали, что белорусские производители переоценили свои силы и возможности на восточном направлении, забыли о диверсификации рынков сбыта. Есть ли сейчас та...

События последнего времени с поставками молочных продуктов в Россию показали, что белорусские производители переоценили свои силы и возможности на восточном направлении, забыли о диверсификации рынков сбыта. Есть ли сейчас такие возможности? Каковы наши шансы в повышении эффективности отрасли и роста продуктового экспорта? Об этом шел разговор за круглым столом, организованном «ЭГ» в Научно-практическом центре Национальной академии наук Беларуси по продовольствию.

Зенон ЛОВКИС, генеральный директор НПЦ продовольствия:

— Производителям нужно стремиться соответствовать более строгим стандартам Евросоюза, т.к. перед республикой стоит задача вступления в ВТО. По сравнению со стандартами ЕС технические регламенты и санитарные требования Российской Федерации менее жесткие.

Нужно сказать, что НПЦ давно изучает европейское законодательство, регулирующее работу пищевой промышленности, адаптируя под него отечественные ГОСТы и регламенты. Например, Центром было переработано и актуализировано 14 новых ГОСТов на молоко и молочные продукты. Всего за последние два года в Центре продовольствия разработано и введено в действие 49 государственных стандартов на продукты питания, сейчас идет работа еще над 40. Активно изучаем украинскую и российскую нормативные базы, которые, нужно отметить, также активно обновляются. Разрабатывается положение о сырьевых зонах.

Наверное, не за горами и появление закона о таких зонах. Ведь, как говорится, что у коровы на языке, то и в молоке. Документ отрегулирует применение пестицидов, гербицидов, удобрений согласно требованиям экологических норм. Некоторые отечественные предприятия, не дожидаясь закона, сертифицировали производство сырья. В их числе «Савушкин продукт», волковысский «Беллакт», детское молочное питание которого соответствует евростандартам. В повышении качественных характеристик молочной продукции в РБ огромную роль играет дочерняя структура нашего Центра — Институт мясомолочной промышленности.

Но производителям, прежде чем завоевывать чужие рынки, нужно «отдать долги» своему. Например, по опыту российских регионов испытать программу «Стакан молока»: в организме школьников не хватает железа, кальция, витаминов группы В, цинка, которыми богаты молочные продукты. НПЦ продовольствия готов выдать рецептуры и рекомендации по формированию компактных, по типу авиационных, обедов для школ.

Ирина ГРОМОВА, замгендиректора НПЦ по стандартизации и качеству:

— Чтобы расширить возможности контроля пищевых продуктов, на базе Центра создается контрольно-испытательный комплекс, осваиваются новые приборы и методики. Центр разработал ГОСТы и методы контроля, необходимые для масложировой отрасли (семян рапса, рапсового и купажированного масла, в т ч. обогащенного, льняного). Есть хорошие наработки по обогащению молока и молочных продуктов для геродиетического питания. Идет работа над ГОСТами растительно-сливочных масел. Могли бы достичь большего, но мешает отсутствие русифицированной зарубежной законодательной базы.

Василий ЦЫГАНКОВ, начальник отдела питания:

— Кстати, не нужно стремиться к полной гармонизации с законодательством ЕС. Национальные законодательства многих стран Евросоюза имеют свои особенности. Например, норвежцы по рыбе никогда не перейдут на ЕС-стандарты: у них они жестче, а рыба лучше. Мы также не должны стремиться к слепому копированию, а при разработке документов исходить из потребностей производителей. Например, если белорусские яблоки имеют высокую кислотность, нужно благодаря наличию в них оптимального соотношения кислот, пектина и сахара производить больше не соков, а пюре, пастилу, зефир, что, впрочем, наши производители успешно и делают. Кстати, и белорусский яблочный сок хорошо экспортируется в Германию…

Людмила ПАВЛОВСКАЯ, начальник отдела технологий консервирования пищевых продуктов:

— Однако поставки соков за рубеж минимальны. Хотя технические шансы попасть в ЕС у ряда производителей есть. В ходе борьбы с фальсифицированной зарубежной продукцией НПЦ продовольствия сформировал базу данных международных стандартов, на основе которых разработал СТБ на соки и соковую продукцию, базирующиеся на европейских критериях качества. Все соковые стандарты обеспечены соответствующими механизмами испытаний.

Закупая современные технологии, производители удвоили выпуск соков до 200 млн. условных банок, значительно потеснив импортеров на отечественном рынке, объем потребления которого, по оценкам экспертов, составляет 300-400 млн. условных банок. В то же время из-за жесткости требований национального законодательства ряд заводов прекратили выпуск соков.

Николай ПЕТЮШЕВ, заместитель гендиректора НПЦ по внедрению инновационных технологий:

— Но это не значит, что у них (а также у других) нет шансов. В техперевооружение пищевой промышленности РБ направляются огромные финансовые средства. На карте отрасли появляются новые субъекты хозяйствования. Кардинально обновляются заводы в Столбцах, Старых Дорогах, Слуцке и т. д. При этом НПЦ продовольствия активно участвует в их реконструкции, обеспечивает проектное и технологическое сопровождение. Обновление отрасли обнаружило нехватку кадров. За постсоветское время пищевая промышленность лишилась грамотных технологов, проектировщиков. Рассчитываем, что белорусские вузы смогут уменьшить кадровый голод.

Анна ДЕМЯНОВИЧ, заместитель начальника отдела технологий продуктов из картофеля, плодов и овощей:

— Перспективным направлением видится производство замороженных картофелепродуктов. Переработка картофеля ведется рядом субъектов хозяйствования: РУП «Технопрод» и частными компаниями «Провит», «Эковит». И многое у них получается. Например, освоенная в 2008 г. ОАО «Машпищепрод» разработка НПЦ продовольствия — замороженные драники понравились покупателям, равно как и клецки частных фирм. Однако пока экспорт подобных продуктов практически отсутствует, а вот импорт растет. Причина в том, что, несмотря на наличие хороших сортов картофеля, производителю картофельного сырья необходимо соблюдать технологии возделывания, чтобы получать заданное качество урожая.

Олег СОРОКО, начальник отдела новых технологий и техники:

— А вот с переработкой яблок дела вскоре наладятся. Многие фермерские хозяйства научились выращивать районированные, калиброванные, подходящие для переработки и хранения фрукты, из которых можно, например, производить яблочные чипсы и другие полезные продукты. Нашим отделом разработан ряд энергоэффективных технологий по хранению плодоовощной продукции. В числе последних проектов — совместный с концерном Белгоспищепром проект производства модифицированного крахмала для фармацевтической промышленности, который до сих пор в объеме 200-300 т ежегодно закупался за рубежом.

Каринэ АЛЕКСАНЯН, замначальника отдела технологий ликеро-водочной, винодельческой и пивобезалкогольной продукции:

— Следует отметить, что сегодня субъекты хозяйствования еще не научились в полной мере использовать возможности госпрограмм и научных исследований по повышению эффективности и экспортных возможностей. Например, НПЦ разработал технологии производства плодово-ягодных сидров, гармонизированных с евростандратами и популярных в ряде стран. Помочь расширить экспорт могут разработки группы мадерных вин и портвейнов.

Но в то, что нам удастся существенно увеличить импорт ликеро-водочной продукции, верится с трудом. Все страны жестко защищают национальные алкогольные рынки. Чтобы добиться успеха, нужно объединяться в ассоциации по типу Международной организации винограда и вина, в которой четко регламентируются процедуры производства и реализации, вырабатывается единая стратегия и тактика. Требует перемен менталитет производства и потребления: пора переходить к выпуску высококачественных виноградных и натуральных плодовых вин, без добавления сахара и спирта.

Людмила Павловская:

— От предприятий других подотраслей также требуется проведение агрессивной маркетинговой политики, объединение в ассоциации. Например, в России, других странах скоординированно действуют ассоциации производителей соков и соковой продукции, разрабатывающие единые правила игры на внутреннем рынке, представляющие интересы производителей за рубежом и организующие маркетинговые исследования рынков.

Василий Цыганков:

— При этом за рубеж бессмысленно выходить с избитыми рецептурами и продуктами (например, в Германию с картофельным пюре). Если уж предлагать иностранцам, то лишь то, чего у них нет, или интересный по цене и качеству знакомый товар в красивой «обертке». Перспективным экспортным направлением могут стать функциональные, обогащенные минералами, витаминами продукты. Не секрет, окультуренное сырье беднее дикого «собрата»: почва сильно загрязнена, истощена.

И если 10 лет назад противники обогащенных продуктов питания говорили, что народ не будет их покупать, мол, белорусу нужны лишь шкварка да чарка, то сейчас ситуация кардинально изменилась. Сегодня в РБ обогащаются хлеб, мясные, молочные, масложировые продукты, а покупатели интересуются: есть ли витамины в продукте, нет ли консервантов?

Однако существующая ныне система менеджмента не позволяет предприятиям запускать экспериментальные проекты по обогащению. С директора спрашивают за объемы, и если он потратит деньги на эксперименты с новинками, то может поплатиться должностью. На наш взгляд, руководитель должен обладать экономической свободой и правами. Это поможет заводам производить такие продукты питания, благодаря которым наши граждане смогут жить если не до 100, то хотя бы до 80 лет, а отрасли — завоевывать новые ниши на мировых рынках.

Тамара МАРКИНА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by