Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №36(2730) от 17.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2166
EUR:
3.4878
RUB:
3.5071
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Фискальные аспекты реформы предпринимательства

Фото: bpc.by

Госорганы приступили к реализации норм Закона от 22.04.2024 № 365-З «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности». Реформа предпринимательства открывает новые возможности для субъектов хозяйствования, но при этом усиливает и регулирование предпринимательской деятельности.

Чтобы в новых условиях принимать правильные решения, субъектам хозяйствования важно слышать разъяснения регуляторов, понимать налоговые возможности, тренды и фискальные риски.

Возможность снизить риски

Открывающиеся перспективы связаны с упрощенным переходом индивидуальных предпринимателей в категорию юридических лиц. Важным может стать и тот факт, что благодаря реформе появятся возможности, которые позволят снизить вероятность налоговых ошибок.

В частности, готовится цифровой программный продукт, который даст возможность юрлицам вести учет на онлайн-платформе (в т.ч. выручки, заработной платы и других хозяйственных операций). На основании этих данных налоговыми органами будет производиться расчет налогов.

«Переход на использование такой платформы при ведении учета будет добровольным. Это позволит снизить риски неправильного расчета налогов и их неполную уплату в бюджет», – говорится в сообщении налоговых консультантов компании IQT.

Появление новой онлайн-платформы – перспектива ближайшего будущего, и субъекты хозяйствования получат преимущества, взаимодействуя с ней. Ведь если компания готова в режиме реального времени предоставить доступ государству к своему учету хозяйственных операций, она тем самым подчеркивает добросовестность и готовность прозрачно вести бизнес.

Важные уточнения

Другая существенная особенность, касающаяся фискальной темы, связана с предоставлением права ИП осуществлять только разрешенные правительством виды деятельности. Проект перечня таких видов деятельности 15 мая 2024 г. планируется опубликовать, а к 1 июля – утвердить (одновременно с обновленным перечнем для самозанятых).

Предпринимателям важно обратить внимание, включен ли их вид деятельность в данный перечень. Если нет, то такая деятельность в статусе ИП будет невозможной (считаться запрещенной) с 1 января 2026 г.

Стоит иметь в виду, что если ИП будет считать свою деятельность разрешенной в этом статусе, а контролирующий орган придет к иному мнению, то в этом случае возможно привлечение к ответственности по ст. 13.3 КоАП (за незаконную предпринимательскую деятельность).

Согласно названной статье осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин с конфискацией до 100% (!) суммы дохода, полученного в результате такой деятельности.

Поэтому гражданам (и самозанятым, и ИП) необходимо быть уверенными в том, что они осуществляют именно разрешенный вид деятельности.

Кстати, «болезненные» прецеденты, когда физлица привлекаются по ст. 13.3 КоАП к ответственности, имеются. Так, Верховный Суд опубликовал недавно решение Экономического суда Витебской области по делу, фигурант которого считал, что занимается «репетиторством». Однако под «репетиторством» он понимал проведение курсов по массажу.

Суд установил, что такая деятельность является «процессом обучения», т.е. образовательной, и не может осуществляться самозанятым. К счастью для виновного, ему удалось отделаться штрафом, хотя 13.3 КоАП, повторимся, позволяет назначать и наказание в виде конфискации всего дохода.

Чтобы таких кейсов не было, самозанятым и ИП, сомневающимся в том, что их деятельность соответствует разрешенным видам деятельности, следует дополнительно консультироваться.

Что касается плательщиков налога на профдоход, их деятельность уже с 2023 г. должна соответствовать требованиям законодательства. Деятельность ИП должна будет соответствовать разрешенным видам деятельности, которые утвердит правительство, с 2026 г., т.е. у этой категории граждан еще есть время, чтобы подготовиться.

Физлица, которые захотят зарегистрироваться в качестве ИП с 1 октября 2024 г., к этому времени должны будут соответствовать правительственному перечню разрешенных видов деятельности.

«Перечни видов деятельности построены в строгой привязке к ОКЭД. Мне кажется, здесь достаточно сложно ошибиться, но там, где есть сомнения, можно уточниться в Минэкономики или в местном исполкоме, мы всегда будем рады помочь», – подчеркнула заместитель директора Департамента по предпринимательству Минэкономики Ирина Бабаченок, выступая на пресс-конференции.

Тренды развития и контроля

Принятый Закон предусматривает, что юрлица, учрежденные индивидуальными предпринимателями, в течение двух лет после государственной регистрации будут освобождены от выборочных проверок. Однако это не означает, что такие субъекты хозяйствования будут освобождены от налогового (камерального) контроля.

В последние годы проверяющие органы нередко фиксировали случаи, когда представители микробизнеса допускали правонарушения (и использовались для вывода выручки юрлиц из-под налого­обложения, а также для подмены трудовых отношений гражданско-правовыми).

Кроме того, в поле особого внимания налоговых органов попали юрлица без наемных работников, которые, как выясняется, иногда являются фиктивными структурами.

Поэтому налоговые органы уделяют особое внимание работе и отчетности микробизнеса.

«Группа субъектов хозяйствования с одним работником или небольшим количеством работников будет находиться на более усиленном контроле со стороны налоговой службы. Точечно мы такую работу проводим и в отношении самозанятых, и в отношении организаций», – сообщил заместитель министра по налогам и сборам Владимир Муквич, отвечая на вопросы «ЭГ».

Он подчеркнул, что добросовестным плательщикам налогов беспокоиться не стоит. Налогоплательщики, которые занимаются реальной предпринимательской деятельностью, не искажая ее суть, даже если есть упущения с бухгалтерским, налоговым учетом, с контрольной функцией налоговых органов не сталкиваются, отметил замглавы МНС.

Министерство финансов, в свою очередь, акцентирует внимание на том, что государство заинтересовано в развитии в т.ч. и самозанятости населения, но в тех формах, которые не создают проблем для государственных финансов.

Бизнес-союзы, как известно, для развития самозанятости просят предоставить плательщикам налога на профдоход полноценную возможность работать через электронные сервисы и находить там заказчиков (в т.ч. нерезидентов и юрлиц).

Предложения поступают, они будут рассматриваться, сообщил первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко.

Общая позиция государственных органов, добавил он, состоит в том, чтобы не препятствовать развитию той деятельности, в которую погружаются физические лица.

«Но развитие должно осуществляться поэтапно и эволюционно с учетом понимания того, что, открывая тот или иной вид деятельности или сферу отношений, не будет негативных последствий в виде ухода от налогообложения (за счет подмены трудовых понятий и недобросовестной конкуренции между субъектами хозяйствования)», – подчеркнул Д. Кийко.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений