Жесткий выбор Нацбанка: сиюминутные доходы или долгосрочная стабильность
Нацбанк принял на себя трудную и неблагодарную миссию – сохранять жесткую денежно-кредитную политику и постепенно снижать процентные ставки. При этом регулятору приходится балансировать между необходимостью не допустить дестабилизации финансовых рынков и увеличения инфляции, с одной стороны, и потребностями реального сектора экономики в деньгах – с другой. Поэтому владельцам банковских вкладов придется смириться со снижением своих доходов по мере уменьшения привычной риск-премии. Зато у предприятий и населения появляются шансы на увеличение доступности кредитов. О достижениях Нацбанка за последние 1,5 года и планах на будущее рассказал на пресс-конференции 6 мая председатель правления Нацбанка Павел Каллаур.
В столь сложных условиях любые решения Нацбанка вызывают критику «справа» и «слева». Например, апрельские решения по снижению процентных ставок кто-то счел излишне оптимистичными, а кто-то напротив – недостаточно решительными. П.Каллаур напомнил, что для достижения основной цели – ограничения инфляции – Нацбанк с января 2015 г. применяет режим монетарного таргетирования, контролируя предложения денег в экономике. Процентные ставки здесь играют вспомогательную роль, оказывая ограниченное влияние на макроэкономическую ситуацию.
Пока финансовую сферу по итогам января–апреля т.г. удается удерживать в динамическом равновесии, считают в Нацбанке. Предложение валюты на внутреннем рынке превысило спрос. Чистая покупка субъектами хозяйствования составила 45,6 млн. USD, причем за апрель они продали 116 млн. USD, а чистая продажа населением достигла 347 млн. USD. Сальдо интервенций Нацбанка по итогам 4 месяцев осталось положительным: 237 млн. USD, а ЗВР увеличились на 53 млн. USD, до 4,2 млрд. USD.
Объем срочных вкладов в национальной валюте вырос на 425 млрд. Br в марте, а в апреле – на 237 млрд. Впрочем, в условиях падения реальных доходов населения (за I квартал т.г. – на 6,2%) надеяться на существенный рост сбережений не приходится. Успехом можно будет считать, если удастся избежать оттока средств из банковской системы, учитывая снижение процентных ставок, перспективы обложения процентов по депозитам подоходным налогом и настороженное отношение к любым действиям монетарных властей. Между тем вклады населения составляют около 60% широкой денежной массы, а потому удержание этих ресурсов – одна из основных забот банков и регулятора: на кону финансовая стабильность страны.
Одновременно необходимо решать противоположную задачу – снижения стоимости кредитов. Здесь одним из основных препятствий является рост проблемных активов, который влечет за собой недополучение доходов по необслуживаемым кредитам, необходимость создания банками специальных резервов. Другой сдерживающий фактор – высокая доля льготных кредитов, ранее выданных госпредприятиям. Фактически они субсидируются за счет рыночного кредитования всех остальных. Чтобы устранить эти диспропорции, правительство и Нацбанк пытаются ограничить объемы льготного директивного кредитования. Предполагается, что этому помогут новые правила финансирования государственных программ и оказания господдержки.
Существенно затрудняют решение этой задачи масштаб накопленных в прошлом разрывов в сроках размещенных и привлеченных банками ресурсов и высокая волатильность ресурсной базы из-за условно-срочного характера депозитов. Однако в Нацбанке надеются, что изменение структуры депозитного рынка позволит улучшить ситуацию.
Помочь деньгами и маневром
К сожалению, угрозой для финансовой стабильности банковской системы остается состояние реального сектора экономики. Почти 1/3 предприятий по итогам января–февраля т.г. были убыточными. Высокими темпами растет задолженность, в т.ч. по заемным средствам. Коэффициент закредитованности за 3 года почти удвоился и достиг на 1 марта т.г. 386,1%. В результате банки столкнулись с ускоренным ростом накопленных кредитных рисков. Так, доля проблемных активов за I квартал увеличилась на 4,7%, до 11,5%. Это негативно влияет на итоги работы банков, влечет снижение прибыли и ухудшение иных показателей. Рост проблемных долгов – проблема серьезная, но управляемая, полагает П.Каллаур. Во-первых, правительство реализует блок мер по финансовому оздоровлению экономики, в т.ч. по реструктуризации организаций, санации, банкротству. Во-вторых, Нацбанк совместно с международными финансовыми институтами и аудиторскими компаниями проводит работу по выявлению скрытых рисков, адекватной классификации активов, созданию «подушки безопасности» в виде специальных резервов фондов. В-третьих, банки самостоятельно проводят мероприятия по повышению качества кредитов.
Снять напряжение Нацбанк и правительство пытаются путем очистки балансов банков от «токсичных» активов. Часть из них передается Банку развития. Другую власти намерены переложить на специальное агентство, которое, правда, еще только предстоит создавать.
Прошедшие девальвации существенно повлияли на финансовое состояние банков. Поэтому Нацбанк вместе с их собственниками изучает возможность докапитализации тех банков, которые в этом нуждаются. Принимаются меры по запуску небанковских форм финансирования экономики, прежде всего, в части устранения административных и правовых барьеров. «В условиях высокой закредитованности предприятий необходимо создать условия и более полно задействовать механизмы привлечения средств в акционерный капитал, – пояснил глава Нацбанка. – Это требует работы как с внутренним национальным капиталом, так и с иностранными инвесторами». При этом пригодятся любые инвестиции – как прямые, так и портфельные.
По мнению П.Каллаура, для банков, промышленных и других предприятий важно привлечь не только деньги, но и современные технологии. Многие отечественные субъекты хозяйствования страдают не только от нехватки оборотных средств, но и от отставания в выстраивании бизнес-процессов, управления институтами. Без решения этих проблем не приходится рассчитывать на приличные темпы роста экономики, тем более, выше среднемировых.
В споре рождается доверие
В целом доверие инвесторов к банковскому сектору неотделимо от доверия к национальной валюте. А оно невозможно без контроля инфляции и сбалансированности платежного баланса. Все это требует терпения и последовательности в действиях, полагает П.Каллаур. А потому Нацбанк не «ведется» на призывы некоторых деятелей решить все проблемы с помощью масштабной эмиссии. Как мировой, так и собственный опыт прошлых лет показывает, что подобные эксперименты приводят к обратному результату.
Правда, коэффициент монетизации белорусской экономики (по ШДМ) на конец I квартала т.г. составляет всего 35,3%, а по агрегату М2 – 10,5%, но 3 года назад он был еще меньше. Заметим, что сравнивать этот показатель с ЕС и США, где он достигает 120–140%, или Китаем и Японией (250–300%) было бы некорректно. Там значительная часть денежной массы связывается на фондовом рынке и инфляция намного ниже. Гораздо больше Нацбанк пока беспокоит уровень долларизации экономики, преодолеть которую можно только при стабильном рубле. Как заверил начальник ГУ монетарной политики и экономического анализа Нацбанка Дмитрий Мурин, на протяжении года у нас реальный эффективный курс находится ниже точки равновесия. Это свидетельствует о недооцененности рубля. Следовательно, внутренних предпосылок для новой девальвации нет, считает регулятор.
Другой дискуссионный вопрос – снижение стоимости кредитов и повышение ликвидности банковской системы за счет снижения требований к резервированию. Норматив обязательных резервов за последний год уже снизился на 0,5% до 7,5%. Этого, по мнению П.Каллаура, достаточно, чтобы управлять структурной ликвидностью и контролировать денежную базу.
«Если в силу обстоятельств мы столкнемся с тем, что путем снижения резервирования нужно пополнить ликвидность банковской системы, то мы это сделаем», – заверил руководитель Нацбанка. – Но пока такой необходимости нет». Однако пытаться таким образом стимулировать кредитование, как призывают Минпром и ряд руководителей, – это путь в никуда, категорически заявил П.Каллаур. Влияние на процентные ставки, конечно, будет, но совсем не столь существенное, как некоторые предполагают. Зато здесь срабатывает мультипликатор: регулятор вбрасывает в банки деньги, те быстро передают их в экономику, и на коррсчетах опять пусто.
Можно добавить, что, поскольку технологический цикл у заемщиков достаточно длительный, отдачу от новых вложений они получат нескоро. В итоге все вернется в исходное состояние, кроме инфляции, удержать которую в запланированных рамках будет гораздо труднее.
Материал подготовила Оксана КУЗНЕЦОВА