Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №33(2727) от 30.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2542
EUR:
3.4864
RUB:
3.4893
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Закон о торговле: новые положения вступят в силу с 11 июля 2024 года

Законом от 07.03.2024 № 358-З (далее – Закон № 358-З) внесены изменения и дополнения в Закон от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее – Закон о торговле). Изменения затронули в т.ч. порядок ведения Торгового реестра, договорные условия, режим работы объектов, интернет-торговлю, расчет доли розничного товарооборота продовольственных товаров, нормы в отношении услуг по продвижению товаров, выплату вознаграждений, порядок предоставления информации госорганам, а также перечень обязательных к наличию в продаже товаров.

Право на начало деятельности

Субъектам хозяйствования предоставляется право осуществлять торговлю, общественное питание, деятельность торговых центров, рынков, торговлю через интернет-магазин, торговлю без использования торгового объекта только со дня включения сведений о соответствующих объектах, форме торговли в Торговый реестр (п. 5 ст. 20 Закона о торговле).

Заявления для включения сведений в Торговый реестр представляются субъектами по каждому торговому объекту, объекту общественного питания, торговому центру, рынку, интернет-магазину, каждой форме торговли, осуществляемой без использования торгового объекта, в городские, районные исполкомы, местные администрации районов в г. Минске.

Одновременно Совмину предоставляется право устанавливать основания для отказа во внесении сведений в Торговый реестр (подп. 1.4 п. 1 ст. 6 Закона о торговле).

Справочно: действующее Положение о Торговом реестре Республики Беларусь утверждено постановлением Совмина от 25.06.2021 № 363 и оснований для отказа во внесении сведений в Торговый реестр не преду­сматривает.

Одновременно исключается обязанность субъектов торговли представлять в местные органы власти уведомление о начале осуществления вида экономической деятельности оптовой, розничной торговли, общественного питания (соответствующие положения Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» признаются утратившими силу).

Таким образом, уведомительный принцип начала осуществления деятельности заменен на разрешительный – только после включения соответствующих объектов, формы торговли в Торговый реестр.

Доступ к Торговому реестру с целью включения и исключения в него сведений, а также просмотра содержащейся в нем информации должен быть обеспечен в электронном виде посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы на безвозмездной основе.

Торговый реестр является государственным информационным ресурсом и ведется с 2005 г. Сведения данного ресурса размещаются в открытом доступе на сайте МАРТ.

Перечень товаров, обязательных к наличию в продаже

Законом № 358-З закреплена обязанность субъектов розничной торговли согласовывать с местными исполнительными и распорядительными органами перечень товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте.

Одновременно упраздняется обязанность разрабатывать ассортиментный перечень товаров (ст. 18 Закона о торговле).

В настоящее время субъекты розничной торговли обязаны разрабатывать два перечня товаров:

– ассортиментный перечень товаров, обязанность разработки и утверждения которого следует их положений ст. 18 Закона о торговле, порядок его разработки и утверждения утвержден постановлением Совмина от 22.07.2014 № 703;

– перечень товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте. Требования к разработке, утверждению и согласованию этого перечня установлены п. 13 постановления Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» (далее – постановление № 713) и постановлением МАРТ от 19.11.2020 № 74.

Субъект розничной торговли обязан обеспечить постоянное или в течение определенного периода (сезона) наличие в продаже в торговом объекте товаров, включенных в обязательный перечень товаров, за исключением случаев, когда отсутствие товаров вызвано нарушением поставщиком товаров условий договора, предусматривающего поставки товаров.

Полномочиями по согласованию обязательных перечней наделяются районные, городские исполкомы (кроме г. Минска), местные администрация районов в г. Минске, ГУ «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» по месту нахождения торгового объекта.

Совмину предоставлено полномочие по определению порядка разработки, утверждения и согласования данного перечня. Разрабатывать и утверждать порядок включения товаров с указанием их количества и разновидностей в этот перечень и исключения товаров из него, как и ранее, будет МАРТ (подп. 1.10 п. 1 ст. 7 Закона о торговле).

Режим работы торговых объектов

Законом № 358-З исключена обязанность субъектов торговли и общественного питания согласовывать с местными органами власти режим работы торговых объектов и объектов общественного питания в ночное время, за исключением реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива (п. 2 ст. 8 и ст. 17 Закона о торговле).

Режим работы после 23:00 и до 7:00 торговых объектов, объектов общественного питания, в которых после 23:00 и до 7:00 осуществляется розничная торговля алкогольными, слабоалкогольными напитками, пивом, подлежит согласованию с районным, городским исполкомами (кроме г. Минска), местной администрацией района в г. Минске, ГУ «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» по месту нахождения таких объектов.

Положение о порядке и условиях согласования режима работы розничных торговых объектов, объектов общественного питания, торговых центров и рынков после 23:00 и до 7:00 утверждено постановлением Совмина от 09.06.2021 № 319.

Интернет-торговля

Субъектам торговли предоставлено право осуществлять розничную интернет-торговлю следующими способами:

  • через интернет-магазин. Законом № 358-З введено определение термина «интернет-магазин» – сайт субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет (далее – сеть Интернет), предоставляющий возможность выбрать товары и заключить с этим субъектом торговли договор розничной купли-продажи на этом сайте (подп. 1.7 п. 1 ст. 1 Закона о торговле);

  • с использованием иных информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет. Условием их использования является возможность выбрать товары и заключить договор розничной купли-продажи с этим субъектом торговли (п. 3 ст. 16 Закона о торговле).

Тем самым Законом № 358-З закрепляется возможность использовать для осуществления розничной торговли любые интернет-площадки, приложения для мобильных устройств и иные.

Правила розничной торговли с использованием сети Интернет регулируются Правилами продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, утв. постановлением Совмина от 15.01.2009 № 31, и Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утв. постановлением Совмина от 22.07.2014 № 703.

Законом № 358-З уточнено, что при осуществлении торговли с использованием сети Интернет информационные сети, системы и ресурсы используются в порядке, установленном Законом от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации».

Доля розничного товарооборота продовольственных товаров

В целях защиты конкуренции субъекты розничной торговли, занимающие доминирующее положение в административно-территориальной единице, ограничены в расширении торговых площадей на ее территории.

Так, субъект, доля которого за предыдущий финансовый год превысила 20%, не вправе совершать сделки по приобретению, аренде торговой площади в границах соответствующего региона для розничной торговли продовольственными товарами по любым основаниям, в т.ч. в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах (конкурсах), проводимых для приобретения торговых площадей либо земельных участков для строительства и обслуживания торговых объектов для осуществления розничной торговли продовольственными товарами, или совершать иные действия, направленные на увеличение такой площади (п. 5 ст. 24 Закона о торговле).

Законом № 358 для целей расчета доли розничного товарооборота к продовольственным товарам отнесены пищевые продукты, напитки и табачные изделия. Соответствующее дополнение вносится в подп. 1.6 п. 1 Закона о торговле.

Договорные условия

Ряд нововведений затрагивает договорные условия между субъектами розничной торговли и их поставщиками (подп. 4.3 п. 4 и п. 5 ст. 19 Закона о торговле).

Субъектам торговли, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, и поставщикам продовольственных товаров запрещается:

– навязывать контрагенту условие о возврате поставщику не реализованных субъектом торговли продовольственных товаров со сроком годности (сроком хранения) более 30 дней;

– заключать договоры, содержащие условия о возврате поставщику продовольственных товаров со сроком годности (сроком хранения) не более 30 дней, либо о замене таких товаров на такие же товары, либо о возмещении их стоимости, за исключением случаев, когда возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, в области торговли.

Также не допускается установление субъектами торговли, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, и поставщиками устанавливать в договорах поставки продовольственных товаров условия о возмещении затрат, связанных с утилизацией или уничтожением непроданных продовольственных товаров.

Из Закона о торговле исключены понятия «крупный магазин» и «сеть общественного питания». А это влечет отмену предъявляемых к субъектам, осуществляющим торговлю посредством крупного магазина, и субъектам, осуществляющим общественное питание посредством организации сети общественного питания, установленных в ст. 19 Закона о торговле требований к заключению и исполнению договоров поставки продовольственных товаров, а также установленных в ст. 24 Закона о торговле требований, исключающих ограничение конкуренции.

Обязанность соблюдения таких требований сохранена только для субъектов, осуществляющих торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети и их поставщиков.

Услуги по продвижению товаров

Введен термин «услуги по продвижению товаров» (подп. 1.37-1 п. 1 ст. 1 Закона о торговле). К ним относятся услуги по:

– рекламированию товаров и (или) используемых для их обозначения товарных знаков и (или) логотипов;

– исследованию потребительского спроса;

– проведению маркетинговых ис­следований и (или) подготовке информации о таких исследованиях;

– подготовке иной отчетности, содержащей информацию о таких товарах;

– иные услуги, направленные на повышение спроса на товары.

Установление торговыми сетями в договорах поставки продовольственных товаров обязательства оказывать их поставщикам услуги по продвижению продовольственных товаров не допускается, понуждение торговыми сетями контрагента к заключению договоров возмездного оказания услуг (в т.ч. с третьими лицами) по продвижению продовольственных товаров запрещается (подп. 4.4 п. 4 и п. 6 ст. 19 Закона о торговле).

Запрет на выплату вознаграждений

Действие ранее предусмотренного в п. 7 ст. 19 Закона о торговле запрета на выплату вознаграждений за осуществление субъектом торговли операций, относящихся к торгово-технологическому процессу, распространено не только на торговые сети, но и на всех субъектов розничной торговли, а также не только на поставку продовольственных товаров, но и на поставку непродовольственных товаров. Закон о торговле дополнен ст. 19-1.

Так, субъектам розничной торговли и их поставщикам товаров запрещается заключать между собой договоры, содержащие условия о предоставлении:

вознаграждений за осуществление субъектом торговли операций, относящихся к торгово-технологическому процессу, в т.ч. за разгрузку транспорта, приемку товаров по количеству и качеству, перемещение к месту хранения, подготовку товаров к продаже, фасовку, выкладку товаров в торговом зале и на торговом оборудовании, продажу товаров и обслуживание покупателей;

иных видов вознаграждений, определенных Совмином.

Данные запреты распространяется также на действия (бездействие) лиц, входящих с субъектом торговли, осуществляющим розничную торговлю, или поставщиком товаров в одну группу лиц, за исключением действий между участниками холдингов, а также между лицами, входящими в одну группу лиц.

Справочно: п. 15 постановления Сов­мина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» (далее – постановление № 713) при поставке потребительских товаров, произведенных в РБ, и импортируемых непродовольственных потребительских товаров в организации розничной торговли субъектам розничной торговли и их поставщикам запрещено устанавливать в договорах условия о предоставлении вознаграждений:

– в связи с приобретением у поставщика определенного количества товаров;

– за оказание услуг по продвижению товаров и иных видов вознаграждений.

Данный запрет не распространяется на комиссионное вознаграждение, а также стимулирующие выплаты, случаи и порядок предоставления которых устанавливаются МАРТ.

Положение о порядке предоставления стимулирующих выплат утверждено постановлением МАРТ от 16.06.2023 № 39.


Закрепляются полномочия Сов­мина на определение порядка расчетов за поставки отдельных видов товаров, а также на установление ограничений и запретов на предоставление поставщиками товаров, субъектами торговли любых видов вознаграждений (подп. 1.8 и 1.9 п. 1 ст. 6 Закона о торговле).

Фактически такие полномочия уже реализованы в постановлении № 713.

Предоставление информации

Закрепляется обязанность субъектов торговли, общественного питания и поставщиков товаров представлять МАРТ, облисполкомам, Мингорисполкому, иным гос­органам по их запросу полную и достоверную информацию, в т.ч. информацию, составляющую коммерческую и иную охраняемую законом тайну, служебную информацию ограниченного распространения, необходимую для принятия мер в соответствии с возложенными на указанные органы полномочиями в области торговли, в соответствии с требованиями законодательства. Информация должна быть представлена в установленные этими органами сроки, в письменной и (или) электронной формах (п. 4 ст. 10 и п. 4 ст. 11 Закона о торговле).

В частности, полномочия МАРТ, областных, городских (включая Минский городской), районных исполнительных комитетов в области торговли предусмотрены в ст.ст. 7 и 8 Закона о торговле, п. 25 Перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утв. Указом от 16.10.2009 № 510.

Требования к представлению информации ограниченного распространения установлены и детально регламентированы специальным законодательством, в т.ч. законами от 07.05.2021 № 99-З «О защите персональных данных», от 10.01.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации», от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне».

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений