Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Мнения
05.01.2016 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Забудьте слово «кризис»©

За словом «кризис» очень удобно скрывать свои ошибки. А любой стоящий бизнес всегда существует в максимально жесткой среде, и нужно научиться работать в ней всегда. Поэтому в трудные времена выживают те, кто изначально организует гибкую систему, способную подстраиваться под изменяющиеся условия, считает директор СООО «Гейм Стрим» Виктор НОВОЧАДОВ.

Современная экономика во многом утратила связь с прошлым. Поэтому уже невозможно экстраполировать старый опыт для нынешнего развития. Раньше было достаточно сопоставить данные прошедших периодов, обработать и получить линию тренда, на основе которой предсказывали темпы роста рынков и цен, валютный курс, зарплату и т.п. Сейчас это сделать практически невозможно. Поэтому выживают бизнесы, изначально построенные как глобальные, международные, ориентированные на очень жесткую среду, на быстрые и неожиданные изменения. Бизнесы, способные к ним подстроиться, причем так, чтобы эти перестроения выдержала организационная структура, логистика и производство, а также мышление менеджеров и остального коллектива.

ЕСЛИ судить по отчетам Конференции торговли и развития ООН (ЮНКТАД) о прямых иностранных инвестициях, то глобальный кризис начался уже в 2007 г. и не завершился по сей день. Если ранее мировые инвестиции составляли около 5 трлн. USD, то после падения они, хотя и растут, но до сих пор не восстановились, дотянув только до 3,5 трлн. Таким образом, кризис длится уже 8 лет, и мы должны быть готовы функционировать в его условиях постоянно. Это можно уже считать нормальным состоянием, несмотря на множество разных стрессовых факторов, в т.ч. политических, геополитических, экономических, финансовых, технологических. С каких-то рынков нас пытаются вытеснить, на какие-то прорываемся, но это будет все сложней. Например, если вы работаете на Кипре, то возникает проблема с Турцией, потому что между этими странами имеются напряженные отношения. Если у вас есть сотрудники из России и Украины, то на них проецируется конфликт между этими странами, что может сказаться на отношениях в коллективе и потребует вмешательства руководства.

Скорее всего, кризис продлится долго. К тому же ситуация в мировой экономике изменилась. Специалисты ЮНКТАД, МВФ, других международных организаций сходятся во мнении, что основными точками инвестиций в мире являются ТНК. И предпочтения инвестиционных фондов стали другими: если ранее деньги охотно вкладывались в развивающиеся страны, то сейчас их оттуда забирают. Это стало известно еще 3 года назад, однако некоторые до сих пор удивляются и не могут поверить. Но налицо эффект «домино»: американский банк забрал деньги у европейского, тот – у российского, а последний – у белорусского. В результате денег ни у кого нет. Это сильный тренд, и в ближайшее время легче не будет, а ситуация дальше изменится стремительно. Кто мог сказать 3 года назад, что в Донбассе разразится война? Однако подобные вещи случаются внезапно, и за каких-нибудь полгода приводят к катастрофическим последствиям для людей и бизнеса.

Глобальный мир полон угроз, возникающих молниеносно. Значит, нужно гибко все учитывать, изменять собственное мышление. Скажем, вчера курс евро рос, недвижимость дорожала. Мы к этому привыкли, а когда произошли перемены, изумились: как же так? Но кто сказал, что рост будет вечным? Такие стереотипы опасны. Не менее вредно постоянно повторять то, что делалось вчера. Тупое масштабирование положительного опыта уже не срабатывает. Нужно понимать, что, если сегодня существует растущий рынок, на котором ты процветал, завтра его может и не быть. С другой стороны, если были ниши, на которые невозможно зайти, то завтра здесь могут появиться новые возможности. Поэтому ни к чему ссылаться на кризис. Бизнесу изначально должны быть свойственны гибкость, предвидение, умение работать в самой жесткой ситуации при любых условиях.

ПРОСТО страшно слышать, что где-то повышение квалификации работников проводится раз в 3–5 лет. В нашей компании есть свой университет, где каждый сотрудник проходит тренинг или семинар раз в 3 недели. По сути, обучение занимает несколько месяцев в году, ведь технологии моментально устаревают, и либо ты первый, либо никакой. Если не работать над собой постоянно, быстро станет непонятно, кто что делает, кому продает. Поэтому естественно, что мы предсказываем события, подстраиваемся под них, перестраиваем мышление, структуру управления, переписываем регламенты, проекты, пытаемся вводить какие-то новые моменты, которых раньше не было. Это свойство делает нас лучшими в мире в своей отрасли. И если мы остановимся, то быстро перейдем в разряд худших. Поэтому либо ты всегда ищешь что-то новое, понимая, что достигнутые сегодня позиции завтра могут оказаться нулем, либо теряешь свое место на рынке. Тем более если речь идет о сфере развлечений, досуга, компьютерных игр, где конкуренция гораздо более жесткая, чем в деревообработке или какой-либо иной отрасли. Поэтому либо мы придумываем что-то новое, управляем собою, нашим коллективом, производственными процессами, взаимодействуем с внешней средой и гибко подстраиваемся под изменения, либо с рынка придется уйти. И кризис здесь ни при чем.

В ТРУДНЫЕ времена рынок покидают те предприятия, которые образовались в период общего подъема, когда для развития не обязательно иметь какие-то существенные конкурентные преимущества. Например, в какой-то момент нужно много цемента. Тут же возникают компании, которые, не имея зачастую ни опыта, ни технологий, ни квалифицированных кадров, ни наработок в сфере логистики, пользуются открывшейся возможностью. Как только избыток спроса исчезает, такие компании приходят в упадок и разоряются, т.к. не обладают никакими серьезными ресурсами для успеха и просто для выживания. Но те, кто пришел на рынок всерьез и надолго, у кого в основе бизнеса лежит конкурентное преимущество, остаются – они как работали, так и работают. Конечно, не обходится без временных трудностей, но это не повод для ликвидации. Например, «Тойота» может закончить год с убытком в 500 млн. USD, но ее из-за этого никто не собирается закрывать. Понятно, что если в период подъема прибыль почти всегда растет, то во время спада трудно избежать убытков. Естественно, лучше, чтобы прибыль прошлых лет была больше, чем нынешний убыток, – это позволяет легче пережить трудности. Но есть множество других количественных и качественных параметров, характеризующих состояние компании. Это ее рыночная капитализация, курс акций на фондовой бирже, доверие инвесторов и т.д. Поэтому не совсем правильно то и дело апеллировать к слову «кризис». Если в основе бизнеса в любой отрасли лежит конкурентное преимущество, связанное с технологиями, разработками, брендом, выделяющими компанию из общей массы, то никакой кризис не страшен.

Тем, кто желает быть лучшим в современном мире, всегда присущи изменение и гибкость – независимо от фазы делового цикла. Поэтому мы готовы работать в любых условиях и переварить внезапные негативные изменения, которые не смогли спрогнозировать. Наша организационная структура, мышление сотрудников, обучающая система, взаимодействие с заказчиками, с рынком позволяют подстраиваться и работать дальше. Поэтому я бы рекомендовал белорусским предприятиям забыть слово «кризис». Конечно, оно очень удобно для оправдания своих ошибок. Но бизнес всегда существует в максимально жесткой среде, и в ней просто нужно научиться жить и работать.

Записала

Оксана КУЗНЕЦОВА

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by