Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Банки и расчеты
24.05.2016 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Рейтинг для банков: стабильно низкий

Белорусским банкам не приходится надеяться на рост прибыли и качества кредитных портфелей, пока они не оправились после недавней девальвации и не улучшилась экономическая конъюнктура. Об этом заявила младший директор в группе финансовых организаций Fitch Raitings Анна Ерачина, выступая на конференции «Республика Беларусь в 2016 году: обзор макроэкономической ситуации и банковского сектора»

Все 6 отечественных банков, оцененных агентством, имеют рейтинги дефолта эмитентов (РДЭ) «В–»/прогноз «Стабильный». Эта оценка выставлена на уровне суверенного рейтинга и странового потолка. Она зависит от кредитоспособности страны (суверенного эмитента), помощи государства или иностранных материнских структур, предупреждает Fitch. Если здесь случится какое-нибудь ухудшение, оно тут же отразится на капитале, качестве активов, валютной ликвидности и, в конечном итоге, на рейтингах банков.

Особенностью белорусского финансового рынка является высокий уровень суверенного риска, отметила А.Ерачина. На конец I квартала т.г. он составляет 193% регулятивного капитала, полагают в агентстве. Прямой риск (вложения в облигации Минфина и Нацбанка) и косвенный (кредиты госсектора) затрагивает 50% всех активов банков.

Банковскому сектору с конца 2011 г. приходится систематически кредитовать государство. По оценке Fitch, с середины 2015 г. внутренние валютные облигации Нацбанка стали ключевым фактором чистых рисков: на конец I квартала т.г. их объем достиг 2,6 млрд. USD. При этом 80% суммарных рисков по госсектору сконцентрированы в 6 банках, рейтингуемых Fitch. Наиболее высоким агентство считает уровень рисков у Беларусбанка, кредитоспособность которого слишком зависит от государства.

Проблемы с активами в отечественном банковском секторе существенно обострились в текущем году. Это, по мнению Fitch, в первую очередь связано с рецессией в экономике и закредитованностью корпоративного сектора. Уровень проблемной задолженности, относимой к 3–5 группам риска, вырос за 4 месяца с 7% до 12% – без учета «плохих долгов», переданных Банку развития. Риски усиливаются долларизацией кредитных портфелей.

Несколько улучшают эту статистику меры господдержки, включая компенсации процентов по кредитам, правительственные гарантии и реструктуризацию долгов. Состояние некоторых банков, прежде всего Беларусбанка и Банка развития, улучшила докапитализация, проведенная за счет государства. В то же время значительный объем проблемных активов ограничивает способность компенсировать убытки у Белинвестбанка и БПС-банка, отметила А.Ерачина.

Все отечественные банки, рейтингуемые Fitch, соблюдают норматив достаточности капитала. При этом банки с российским капиталом имеют определенные преимущества благодаря наличию субординированного валютного долга, который служит частичным естественным инструментом хеджирования девальвационных рисков. Это особенно важно при высокой волатильности на рынке. В Беларуси открытые валютные позиции – длинные и умеренные и поддерживаются более стабильным клиентским фондированием и ограниченной конвертацией депозитов.

Банковский сектор остается чистым внешним заемщиком, отмечают в Fitch. Внешние обязательства этого сектора превышают его внешнюю ликвидность, которой едва достаточно для обслуживания текущих обязательств. Здесь также преимущества имеются у банков с зарубежным капиталом, которые могут надеяться на рефинансирование со стороны материнских структур. Тем не менее риски рефинансирования для белорусского банковского сектора Fitch считает существенными, а доступность внутренних валютных ресурсов – напряженной. Отчасти это связано с высоким внешним долгом государства и банков, значительными расходами на его обслуживание и долларизацией внутренних депозитов. В таких условиях способность властей поддерживать банки ограничена, отмечают в агентстве. Остается надеяться на помощь России в случае «значительного макроэкономического стресса» в будущем.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений