Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Мнения
16.02.2016 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Место амортизации – опять в рукаве©

Очередное постановление правительства, позволяющее предприятиям не начислять амортизацию в 2016 г., представлено общественности как одна из мер, направленных на создание условий для эффективной работы субъектов хозяйствования.

Большинство отечественных бизнесменов и директоров воспринимает амортизацию исключительно как категорию бухгалтерского учета. Есть смутное (или относительно ясное) представление, что она способна снижать прибыль, не затрагивая при этом фактический денежный поток, имеет определенные налоговые последствия.

В Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры от 27.02.2009 № 37/18/6, амортизация определяется как процесс перенесения стоимости объектов основных средств и нематериальных активов на стоимость производимых (оказываемых) с их использованием в процессе предпринимательской деятельности товаров, работ, услуг. При этом амортизируемая стоимость этих активов распределяется между отчетными периодами, составляющими в совокупности расчетный (ожидаемый) срок службы, рациональным способом, выбранным организацией самостоятельно.

Таким образом, амортизация представляет собой механизм возмещения затрат организации на приобретение (в т.ч. путем создания) объектов основных средств и нематериальных активов. Исходя из принципа соответствия доходов и расходов амортизация, как и любые иные расходы, должна отражаться в бухучете и отчетности в том отчетном периоде, в котором признаются связанные с ней доходы (при их наличии). Поэтому амортизация должна начисляться все время, пока амортизируемые активы имеются и работают. Но для некоторых белорусских нормотворцев ни отечественное законодательство, ни международные стандарты не авторитетны. Им кажется, что достаточно приказать некоторое время не признавать одну из статей затрат – и финансовое положение предприятий тут же улучшится. Выгодна ли при этом самим субъектам хозяйствования такая помощь?

ЕСЛИ сократить издержки в реальности не удается, а выручка не растет, то классическим способом «улучшения» финансовых результатов во всем мире издавна является «растягивание» немонетарных статей затрат на будущие периоды. В дальнейшем недоначисленная амортизация «размажется» тонким слоем на несколько лет, которые, если повезет, окажутся более благополучными, и по совокупности ничего не изменится – на первый взгляд.

Правда, денег от этого больше не становится (тем более что немалая их часть потрачена на активы, которые следовало амортизировать), и зачастую, рано или поздно, приходится признавать свое банкротство. Но на первых порах снижение затрат за счет неначисления амортизации позволяет формально увеличить прибыль (или уменьшить убытки), что влечет улучшение целой череды показателей – рентабельности, коэффициентов платежеспособности и обеспеченности оборотными средствами. Это позволяет рапортовать об укреплении финансового положения. Прибыльные предприятия могут претендовать на допуск к участию в госзакупках, а их руководители – на премии.

Отметим, что если в 2009 и 2015 гг. воспользоваться правом не начислять амортизацию можно было по усмотрению руководителей организаций, то теперь госпредприятия должны заручиться для этого согласием вышестоящих ведомств. Между тем постановлением Совмина от 24.12.2015 № 1085 для руководителей министерств и концернов, а также директоров предприятий с долей государства свыше 50% в числе ключевых показателей эффективности на 2016 г. названа рентабельность продаж. Числитель этого показателя – прибыль от реализации – зависит от затрат. Сокращая их на бумаге путем неначисления амортизации, можно приблизиться к заветным показателям, ничего фактически не меняя в работе. Это само по себе становится стимулом «давить» на менеджеров госпредприятий, добиваясь применения норм постановления Совмина от 9.02.2016 № 110.

Каков может быть масштаб «экономии»? По данным статистики, удельный вес амортизации в затратах в 2010 г. составлял 5,2%, в 2011-м он сократился до 3,9%, хотя стоимость внеоборотных активов выросла за год вдвое. Затем, в 2012 г., доля амортизации в затратах выросла до 5,1%, в 2013-м – до 6,2%, а в 2014 г. – до 6,8%. Так что снизить затраты можно довольно существенно – но только на бумаге.

В реальности финансовое положение ничуть не улучшается. Но руководителям предприятий, не начисляющих амортизацию, не грозят штрафы и сроки за представление в целях получения кредита, льготных условий кредитования или субсидии заведомо ложных документов и сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения средств (ст. 237 УК) или за сокрытие неплатежеспособности, имеющей или приобретающей устойчивый характер, совершенное путем представления сведений, не соответствующих действительности, подделки документов, искажения бухгалтерской отчетности или иным способом, повлекшее причинение ущерба кредитору (кредиторам) в крупном размере (ст. 239 УК). Вся тяжесть рисков сотрудничества с неплатежеспособным «прибыльным» предприятием ляжет на его партнеров.

С другой стороны, амортизационные отчисления уменьшают налогооблагаемую прибыль и, одновременно, прибыль, которая может быть направлена на выплату дивидендов. Неначисление амортизации увеличивает налоговые изъятия и, следовательно, снижает обеспеченность предприятий оборотными средствами. В дальнейшем такой кассовый разрыв может потребовать привлечения дополнительного заемного финансирования, а стало быть, и увеличения расходов.

С дивидендами дело обстоит еще интереснее. Их начисление ограничивается законодательством. Объявление и выплата дивидендов не допускаются, если стоимость чистых активов компании меньше суммы его уставного фонда и резервных фондов либо станет меньше их суммы в результате выплаты дивидендов, а также если общество устойчиво неплатежеспособно или станет таким в результате выплаты дивидендов. Но эти ограничения не распространяются на перечисление в бюджет части прибыли госпредприятий и хозобществ с долей государства в соответствии с Указом № 637.

ПОДОБНЫЕ аргументы ни в прошлые годы, ни сейчас не произвели никакого впечатления на чиновников. Но многие менеджеры отлично понимают подлинную суть подобных «стабилизационных» мер. В придачу – им известна не только бухгалтерская, но и финансовая роль амортизации.

В этом статусе амортизация представляет собой возврат инвестиций, т.е. тех денег, которые собственники бизнеса потратили на приобретение основных средств и нематериальных активов. Поэтому денежный поток от бизнеса грамотный инвестор разделяет на возврат своих вложений и прибыль (если кому-то легче по Марксу – прибавочный капитал). Именно амортизация служит инструментом для такого разделения денежного потока и позволяет понять, какую на самом деле прибыль получил инвестор. Для него (при долгосрочном горизонте инвестиционной деятельности) важное значение имеют рентабельность активов и окупаемость вложений – показатели, которые белорусских чиновников не интересуют.

Вместо прибыли в отчетности тех, кто воспользовался возможностями, предоставленными постановлением № 110, указывают в бухгалтерской и статистической отчетности «усеченный» вариант экономической добавленной стоимости. Показатели EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации), OIBDA (операционная прибыль перед вычетом амортизации) и их производные широко применяются в современном менеджменте, но с совершенно иными целями. Они имеют исключительно техническое значение и могут быть использованы (со специальными оговорками) для сравнительного анализа различных бизнесов между собой. Попытка выдавать их за денежный поток, который приносит или может принести предприятие, приводит к завышению прибыли, а возможность не начислять амортизацию целиком или частично на отдельных предприятиях делает невозможной сопоставление их показателей. К сожалению, решать реальные проблемы бизнеса и заботиться об интересах инвесторов гораздо сложнее, чем упражняться в бухгалтерских манипуляциях.

 

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений