Корпоративное управление в банках совершенствуется
Повысить уровень корпоративного управления в белорусской банковской системе призваны корректировки законодательства, внесенные постановлением Правления Нацбанка от 10.06.2016 № 311. Они предусматривают улучшение риск-менеджмента и увеличение роли советов директоров, а также распространяют правила корпоративного управления и контроля рисков на банковские группы и холдинги.
Новые требования предполагают повышение информационного обеспечения для собственников и регуляторов. Так, аудиторам придется включать в письменную информацию (отчет), подготовленную по результатам аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности банка и годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности о деятельности банковской группы и (или) банковского холдинга, сведения о состоянии системы корпоративного управления, в т.ч. выявленные в ней недостатки, сферы и условия возникновения конфликта интересов, которые препятствуют обеспечению безопасного функционирования банка.
Ряд поправок внесен в Инструкцию об организации системы управления рисками в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах, утв. постановлением Правления Нацбанка от 29.10.2012 № 550. Здесь уточняется, что банки должны осуществлять управление присущими ему рисками с учетом их существенности. Кроме того, отмечается, что одной из причин возникновения репутационного риска может стать подозрение в участии банка или его сотрудников в легализации доходов, полученных преступным путем, финансировании террористической деятельности и финансировании распространения оружия массового поражения.
Существенно повышается роль советов директоров. Этот орган обязан обеспечить организацию системы управления рисками, в т.ч. в банковской группе и (или) холдинге, на консолидированной основе, исключение конфликта интересов и условий его возникновения в процессе управления рисками, утвердить локальные нормативные правовые акты, определяющие стратегию управления рисками банка, а также определить толерантность к присущим банку рискам.
Во избежание конфликта интересов функции должностного лица, ответственного за управление рисками в банке, не должны включать управление деятельностью подразделений банка (бизнес-линиями, бизнес-процессами), которые генерируют риски (за исключением операционного, стратегического, репутационного), руководство бухгалтерским учетом и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также ответственность за внутренний контроль в банке или участие в его организации и осуществлении.
В банке должен быть разработан порядок использования результатов, полученных в процессе управления рисками и анализа устойчивости банка, предусматривающий регулярное информирование о них органов управления банком и принятие ими соответствующих решений.
Перечень сведений, содержащихся в управленческой отчетности, которая должна составляться в динамике на установленные банком даты для выявления негативных тенденций, в целях информирования органов управления банком и должностных лиц, будет содержать сведения не только о результатах, но и о сценариях стресс-тестов.
Ряд коррективов внесен в Инструкцию об организации корпоративного управления банком, небанковской кредитно-финансовой организацией, утв. постановлением Правления Нацбанка от 30.10.2012 № 557. Теперь не реже одного раза в 3 года в банках должна проводиться внутренняя оценка эффективности корпоративного управления. Предложения по его совершенствованию должны вноситься службами внутреннего контроля и аудита на рассмотрение совета директоров или общего собрания акционеров. Кроме того, не реже одного раза в 3 года будет проводиться и внешняя независимая оценка эффективности корпоративного управления, включая оценку эффективности деятельности совета директоров. В локальными нормативных правовых актах банка должен быть определен порядок информирования акционеров о результатах этих оценок.
Расширены функции советов директоров банков. Помимо прежних обязанностей, они должны организовать прозрачные формализованные в локальных НПА процедуры подбора кандидатов в члены совета директоров, включая оценку наличия необходимого опыта, знаний и времени для выполнения обязанностей, анализ на предмет возникновения потенциального конфликта интересов, представление информации о рекомендуемом кандидате акционерам, а также процедуры введения в должность вновь избранного члена совета директоров, их исключения и переизбрания, осуществлять ежегодную самооценку эффективности деятельности совета директоров, его членов и исполнительного органа банка. Кроме того, советы директоров будут устанавливать требования к квалификации и деловой репутации при подборе руководителя службы внутреннего аудита и контроля, должностных лиц, ответственных за управление рисками, контролировать их соответствие установленным требованиям, а также совершение банковских операций с инсайдерами и взаимосвязанными с ними лицами без предоставления льготных условий.
Уточняются правила проведения заседаний совета директоров, требования к независимым директорам, составу и функциям аудиторского комитета и комитета по рискам. В частности, устанавливается, что не менее половины состава этих комитетов должны составлять члены совета директоров. Совершенствуются требования к организации системы внутреннего контроля в банках. При этом особое внимание уделяется оценке ее эффективности, в т.ч. на консолидированной основе, контролю эффективности деятельности и системы управления рисками организаций, входящих в состав банковской группы и (или) банковского холдинга, на консолидированной основе, а также достоверности и полноты информации, представляемой банку о деятельности организаций, входящих в состав банковской группы и (или) банковского холдинга.
Отметим также, что банки, среди прочего, обяжут раскрывать информацию о должностных лицах, ответственных за управление рисками в банке и за внутренний контроль в банке, их назначении и освобождении от выполнения данных функций, а также о политике по вознаграждениям руководителей и работников банка.
Материал подготовил Константин АЛЕХИН