Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Бизнес-союзы
07.10.2016 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Как попасть в совет, чтобы посоветовать что-нибудь полезное

Проблемы повышения качества диалога между организациями поддержки бизнеса и органами власти обсуждались на семинаре, организованном Ассоциацией Европейского Бизнеса (АЕБ).

Диалог бизнеса и власти в Беларуси только зарождается, считают в ассоциации. Нормы подп. 9.4 п. 9 Директивы № 4 и постановления Совмина от 20.03.2012 № 247, регламентирующие вопросы общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов, носят в основном рамочный характер. Поэтому общественные организации стремятся добиться более четкой регламентации и расширить круг обсуждаемых вопросов, чтобы диалог стал эффективнее.

Одним из достижений этого процесса может стать отмена обязательных ассортиментных перечней для предприятий общепита. Как рассказала заместитель председателя АЕБ Марина Боровко, об этом удалось договориться участникам рабочей группы по развитию общественного питания, созданной при Министерстве антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ). «С приходом нового министра ситуация кардинально улучшилась: МАРТ активно работает с бизнес-сообществом», – считает М. Боровко.

Из-за требований пресловутых ассортиментных перечней в Беларуси нет ни одного люксового ресторана, считают независимые эксперты. «Эти требования трудновыполнимы, например, они предполагают закупку 54 видов только отечественной ликеро-водочной продукции – в жизни этого себе никто не может позволить. Наконец голос бизнеса по этому вопросу услышан».

В каждой сфере существуют другие проблемы, нуждающиеся в решении. Поэтому в ассоциации созданы комитеты по пищевой промышленности, туризму, ВЭД, акцизам и т.д. Такая специализация побуждает обращаться в соответствующие рабочие группы и общественно-консультационные советы (ОКСы) при министерствах и ведомствах. Некоторые усилия увенчались успехом: представители АЕБ вошли в советы при Минспорте, Минприроды, в рабочие комиссии НАИП по имиджу, инвестициям, кадрам. Пока деятельность этих рабочих групп зависит от позиции конкретного руководителя госоргана, отмечает М. Боровко. Например, войти в ОКС при Минсельхозпроде так и не удалось, а запросы АЕБ о времени проведения его заседаний и координирующих лицах остались без ответа. Поэтому свое видение решения проблем сельского хозяйства ассоциация изложила депутатам.

Не сочли нужным допускать представителей ассоциации в свой ОКС и в Минздраве. Но на такой случай в АЕБ есть другой инструмент: проведение «круглых столов» с участием специалистов предприятий, на которые приглашаются и чиновники. Такой формат работы тоже приводит к позитивным результатам. Например, в ассоциации считают, что именно подобные усилия позволили не допустить введение акциза на безалкогольные напитки. Расчеты показали, что это привело бы к таким убыткам некоторых предприятий, что им пришлось бы сокращать производство.

Есть и другие примеры: борьба с проектом введения лицензирования импорта средств защиты растений, попытками властей ограничить реализацию тонизирующих напитков в зависимости от площади торгового объекта. Такое предложение могло бы лишить большинство АЗС продавать «тоники», а водителей-«дальнобойщиков» – их покупать. Но в ходе диалога с представителями бизнеса удалось остановить данные проекты.

Теперь члены ассоциации добиваются отмены обязательных идентификационных знаков на импортируемых товарах. Предприниматели считают, что это «налогоподобное изъятие», которого нет ни в Казахстане, ни в России, ни в Евросоюзе, серьезно мешает развитию бизнеса. По словам М. Боровко, в ходе «круглых столов» по этой теме удалось добиться понимания проблемы со стороны государства.

Чтобы получить доступ в состав всех советов при министерствах, чиновники советуют ассоциации вступить в Республиканскую конфедерацию предпринимателей. По их мнению, нереально удовлетворить желание всех 3 тыс. существующих в республике общественных объединений обеспечить свое представительство в ОКСах. Впрочем, вряд ли такое желание носит столь массовый характер. Поэтому, вероятно, более рациональным выглядит предложение АЕБ установить ясные критерии членства в ОКСах, ответственность их участников и правила исключения. Помогло бы диалогу установление определения «конфликт интересов», который предотвратит ненадлежащее исполнение членом совета своих обязанностей.

Одна из главных проблем института советов – рекомендательный характер их решений, отметила юрисконсульт АЕБ Мария Карась. Трудно узнать итоги работы ОКС – программу заседаний, аргументы сторон и принятое решение. Если МНС регулярно выкладывает протоколы мероприятий на своем сайте, то большинство других ведомств этому примеру не следует, пожаловалась М. Карась. К тому же в министерствах до сих пор сложно найти лицо, отвечающее за организацию работы ОКСов. Между тем пора установить системный характер их работы на основании годовых планов с учетом предложений всех заинтересованных сторон, установить процедуру контроля за исполнением решений совета, обязать госорганы размещать на своих сайтах материалы работы ОКС, контактные данные членов, ежегодные отчеты.

Участники семинара считают целесообразным не персонифицировать места в советах, а закрепить их за конкретными бизнес-ассоциациями, а также дать возможность членам ОКСов участвовать в качестве наблюдателей на коллегиях госорганов и иных постоянных или временных рабочих группах. Пока же, как показывает практика, деятельность советов зависит от инициативы и отношения руководства министерств и ведомств.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений