Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
Фондовый рынок
20.05.2016 40 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Борьба с манипуляциями на рынке ценных бумаг: новые-старые правила и критерии

Одним из видов недобросовестной практики ведения бизнеса является манипулирование ценами на фондовом рынке. Его цель – искусственный контроль над курсами ценных бумаг, чтобы продавать их по ценам выше или ниже тех, которые бы установились в результате нормального воздействия соотношения предложения и спроса. При этом создается фальшивая или вводящая других участников рынка в заблуждение видимость активной торговли, чтобы побудить их к покупке или продаже данной ценной бумаги, зачастую в убыток себе. Поэтому как за рубежом, так и в Беларуси законодательство предусматривает ряд мер по борьбе с подобным явлением.

Специфика фондового рынка заключается в том, что финансовые инструменты (акции, облигации, деривативы) в отличие от сырья и иных товаров сами по себе не имеют ценности. Их стоимость определяется объемом удостоверяемых этими бумагами прав и доходностью. Например, если эмитент – банкрот и у него долгов больше, чем активов, то его акции в реальности могут не стоить ничего. Но при определенных, искусственно созданных, обстоятельствах на них найдутся покупатели, которые в конечном итоге потратят свои деньги зря. Зато тот, кто искусственно спровоцировал подобные покупки, получит доход или, по крайней мере, избежит убытков.

Неудивительно, что борьба с такими действиями ведется во всем мире. Еще в 1934 г. в США законом «О ценных бумагах и фондовых биржах» была введена ответственность за манипулирование рынком ценных бумаг, включая искусственное увеличение цен, предоставление брокером или дилером ложных сведений о ценной бумаге клиенту, чтобы склонить к ее покупке, публикацию ложной информации с целью повлиять на цены на рынке. Сделки, имеющие признаки манипулирования ценами на рынке, преследуют одни и те же цели:  извлечение материальной или иной выгоды с использованием незаконных способов, поэтому выявление недобросовестных сделок и наказание виновников осуществляется едиными методами и рассматривается в одном пакете законодательных актов. Однако многие способы манипуляций могут оставаться вполне законными, а те, которые выходят за рамки правового поля, зачастую довольно трудно выявить.

Достаточно строгие правила установлены Директивой Евросоюза 2003/6/ЕС «Об инсайдерской деятельности и рыночном манипулировании», в соответствие с которой приведены национальные законодательства стран – членов ЕС. Позднее в Евросоюзе были приняты Регламент Европейского парламента и Совета о рыночных злоупотреблениях от 16.04.2014 № 596/2014 и Директива 2014/57/EU об уголовной ответственности за рыночные злоупотребления, которая с 3 июля т.г. заменит Директиву 2003/6/ЕС.

В России для решения этих задач приняты федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ряд актов Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).

Важную роль в защите фондовых рынков от манипуляций играет Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO), созданная в 1974 г., объединяющая национальных регуляторов из 114 стран мира. В резолюции IOSCO о мошенничестве на рынке ценных бумаг, принятой в октябре 1993 г., установлены действия, которые должны предприниматься органами, контролирующими рынки ценных бумаг, с целью предотвращения мошенничества на фондовом рынке, в т.ч. манипулирования. В 2001 г. IOSCO разработала меморандум, который определяет основополагающие принципы для международного сотрудничества в борьбе с нарушениями законодательства по операциям с ценными бумагами и деривативами, в т.ч. с инсайдерской торговлей и манипулятивными сделками. Одной из главных своих задач IOSCO считает вовлечение в международное сотрудничество финансовых регуляторов тех стран, которые пока не подписали меморандум, – так называемых не сотрудничающих юрисдикций.

В Беларуси позже других стран занялись данным вопросом. Понятие «манипулирование рынком» было внесено в отечественное законодательство Указом Президента от 30.08.2011 № 383. Им Указ от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» (далее – Указ № 277) был дополнен подп. 1.61, где перечислялся ряд действий, признаваемых манипулированием рынком ценных бумаг, которые запрещаются и влекут ответственность согласно законодательным актам. Позднее соответствующая административная и уголовная от­ветственность была установлена Законом от 13.07.2012 № 409-З «О внесении дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам манипулирования рынком ценных бумаг» (далее – Закон № 409-З).

Следует отметить, что в соответствии с подп. 15 п. 25 Протокола по финансовым услугам (приложение 17 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014 г., вступившему в действие для Республики Беларусь с 1 января 2015 г.), государства – члены обязались гармонизировать требования по регулированию и надзору рынка ценных бумаг, руководствуясь в своих действиях наилучшей международной практикой и принципами IOSCO и ОЭСР, в т.ч. в отношении требований в области раскрытия информации эмитентами, противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию на рынке ценных бумаг. Кроме того, в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 5 Соглашения об обмене информацией, в т.ч. конфиденциальной, в финансовой сфере в целях создания условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала, заключенного правительствами и центробанками России, Беларуси и Казахстана, уполномоченные органы стран-участниц в пределах своей компетенции (полномочий) осуществляют обмен информацией, в т.ч. конфиденциальной, по запросу любого уполномоченного органа в наиболее полном объеме, включая сведения, необходимые для предотвращения, выявления и пресечения злоупотреблений на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации, манипулирования рынком и т.п.

Нормы Указа № 277 с некоторыми поправками вошли в Закон от 5.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» (ред. от 10.07.2015 г.) (далее – Закон № 231-З), вступивший в силу с 1 января 2016 г.

Как манипулировать рынком

В соответствии со ст. 63 Закона № 231-З запрещаются и признаются манипулированием рынком ценных бумаг, влекущим ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, следующие действия (бездействие), оказывающие влияние на спрос на ценную бумагу и (или) предложение ценной бумаги, рыночную цену ценной бумаги или объем торгов ценной бумагой, признаваемое существенным при отклонении от параметров, устанавливаемых республиканским органом государственного управления, осуществляющим государственное регулирование рынка ценных бумаг:

а) умышленное распространение физическими и (или) юридическими лицами через СМИ, в т.ч. через Интернет, или иным образом заведомо ложных сведений о ценных бумагах, их эмитентах, ценах на такие бумаги, включая информацию, представленную в рекламе;

б) систематическое (два и более раза в течение 12 месяцев подряд) неисполнение обязательств (за исключением случаев прекращения обязательств по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством РБ и (или) правилами биржевых торгов) по сделкам, заключенным в торговой системе организатора торговли ценными бумагами с акциями одного и того же эмитента;

в) совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг (далее – профучастник) в течение одного торгового дня 2 и более сделок с акциями за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи ценных бумаг;

г) совершение сделок с акциями по предварительному сговору между профучастниками, и (или) их работниками, и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные сделки;

д) совершение профучастником в течение одного торгового дня за счет или в интересах одного лица:

– двух и более сделок с акциями одного и того же эмитента, исполнение обязательств по которым не влечет изменения владельца ценных бумаг;

– более двух сделок с акциями одного и того же эмитента, в которых стороны меняются, выступая то в качестве продавцов, то в качестве покупателей.

При этом не являются манипулированием рынком ценных бумаг действия «в» – «д» (абз. 4–8 ч. 1 ст. 63 Закона № 231-З), совершаемые в интересах эмитента в ходе размещения его акций.

Данные нормы были предусмотрены и в подп. 1.6-1 Указа № 677. В дополнение к ним в ч. 3 ст. 63 Закона № 231-З установлено еще одно ограничение. Участники рынка ценных бумаг, в т.ч. профучастники и владельцы эмиссионных ценных бумаг, не вправе в отношении эмиссионных ценных бумаг, допущенных к торгам на организованном рынке, манипулировать ценами (совершать действия, направленные на искусственное завышение, занижение либо поддержание цен) и понуждать к покупке или продаже эмиссионных ценных бумаг путем предоставления умышленно искаженной информации об эмиссионных ценных бумагах, эмитентах эмиссионных ценных бумаг, о ценах на эмиссионные ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе.

Справка «ЭГ»:

В соответствии с Регламентом № 596/2014 понятие «манипулирование рынком ценных бумаг» включает как сделки или приказы на их совершение, так и любое иное поведение, соответствующее признакам манипулирования, т.е. создающее или способное создать ложные или вводящие в заблуждение сигналы относительно цены, спроса или предложения на финансовый инструмент; поддерживающее или способное поддерживать цену финансового инструмента на искусственном уровне.

Выделяются следующие способы манипулирования рынком:

1) передача или предоставление ложной или вводящей в заблуждение информации в отношении бенчмарков, притом что лицо, осуществившее передачу или предоставление информации, знало или должно было знать, что информация является ложной или вводящей в заблуждение, либо любое иное поведение, манипулирующее расчетом бенчмарка;

2) размещение, изменение или отмена заявок на торговой площадке (в т.ч. с помощью алгоритмических или высокочастотных торговых стратегий) с целью манипулирования спросом, предложением или ценой путем:

а) нарушения или задержки функционирования торговой системы;

б) затруднения для иных лиц идентификации подлинных заявок в торговой системе, включая ввод заявок, ведущих к перегрузке или дестабилизации очереди заявок или ввода заявок с целью положить начало тренду или усилить его;

3) покупка или продажа на вторичном рынке квот на выбросы парниковых газов или соответствующих деривативов перед проведением аукциона в соответствии с Регламентом (EU) N 1031/2010, ведущие к фиксации аукционных цен на искусственном уровне или к введению в заблуждение участников аукциона. В большинстве случаев для признания поведения манипулированием нет необходимости, чтобы последствия данного поведения фактически претворились в жизнь. Поведение будет считаться манипулированием и в том случае, если оно с большой долей вероятности повлечет соответствующие последствия.

Таким образом, манипулирование ценами на рынке ценных бумаг можно охарактеризовать как предоставление умышленно искаженной информации о финансовых инструментах или совершение с ними мнимых и притворных сделок в целях управления спросом, предложением, ценами и объемом торгов. На практике можно выделить два основных вида манипулирования на финансовых рынках:

1) единичное (ситуационное) манипулирование ценами, облеченное в форму обычных сделок. Такое действие может производиться одним участником рынка или группой в виде отдельной сделки либо серии сделок с целью изменения естественной рыночной цены финансового инструмента, а также закрепления, фиксации или стабилизации его курса;

2) манипулирование рынком в целом. Оно совершается путем воздействия на курсовую (расчетную) цену обращающихся на рынке финансовых инструментов за счет краткосрочного или долговременного проведения сделок большого объема.

Наиболее распространенные способы манипулирования ценами:

– заключение большого количества сделок по котировкам, отличным от средних по рынку;

– неоправданное повышение (понижение) цен с последующей продажей (скупкой) ценных бумаг;

– искусственное завышение объемов торгов путем покупки и моментальной продажи акций без перерегистрации прав собственности;

– сосредоточение большого количества акций одного эмитента у одной или группы компаний, в результате которого мелкие спекулянты вынуждены выкупать эти акции для закрытия позиций по завышенной цене.

Вред от манипуляции ценами на рынке ценных бумаг сводится к следующим основным аспектам:

– участникам рынка представляется ложная информация, в результате чего может создаться неверное представление о состоянии рынка. В результате сделки с ценными бумагами приносят одной из сторон убыток (например, стоимость приобретенных акций после покупки резко падает, а проданных – напротив, растет);

– участникам, а также государству может быть причинен имущественный вред;

– может быть причинен ущерб имиджу рынка ценных бумаг.

Границы существенности

Один из ключевых вопросов при определении данных нарушений – установить существенность их последствий для рынка и его участников, что позволяет оценить размер возможного ущерба. В качестве критерия используются количественные параметры спроса и (или) предложения ценных бумаг, их рыночной цены или объема торгов, отклонения от которых произошли в результате перечисленных выше манипуляций. В мировой практике в основе идеологии системы расчета существенного отклонения цены лежит информация, полученная в результате тестирования системы мониторинга подозрительных сделок. При этом отклонения рассчитываются с определенной периодичностью на основе специальных формул, а методы расчета различаются в зависимости от уровня ликвидности ценных бумаг.

В Беларуси до недавнего времени такие показатели были определены постановлением Минфина от 15.11.2011 № 117 «Об установлении параметров спроса на ценную бумагу и (или) предложения ценной бумаги, рыночной цены ценной бумаги или объема торгов ценной бумагой, отклонения от которых признаются существенным влиянием на спрос и (или) предложение ценной бумаги, рыночную цену ценной бумаги или объем торгов ценной бумагой».

С 19 мая его сменяет одноименное постановление Минфина от 26.04.2016 № 28 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.05.2016, 8/30917) (далее – постановление № 28).

В соответствии с п. 1 постановления № 28 устанавливаются следующие параметры спроса на ценную бумагу и (или) ее предложения, рыночной цены или объема торгов ценной бумагой, отклонение от которых в результате совершения действий (бездействия), указанных в ч. 1 ст. 63 Закона № 231-З, признается существенным влиянием:

на спрос на ценную бумагу и (или) предложение ценной бумаги – увеличение суммарного количества ценных бумаг одного вида, эмитированных определенным эмитентом, содержащегося в заявках на покупку (продажу) таких ценных бумаг в торговой системе организатора торговли ценными бумагами, более чем на 100% в день совершения действий, предусмотренных абз. 2, 6–8 ч. 1 ст. 63 Закона № 231-З, и в любой из двух рабочих дней, следующих за днем совершения таких действий, по сравнению со среднедневным суммарным количеством ценных бумаг одного вида, эмитированных определенным эмитентом, содержащимся в заявках на покупку (продажу) таких ценных бумаг в торговой системе организатора торговли ценными бумагами, рассчитанным за 60 торговых дней, предшествующих дню совершения таких действий;

– на рыночную цену ценной бумаги – увеличение либо уменьшение рыночной цены ценной бумаги более чем на 60% (для участников торгов в торговой системе организатора торговли ценными бумагами, получивших право участия в торгах акциями и принявших на себя обязательства в соответствии с локальными нормативными правовыми актами организатора торговли ценными бумагами по выполнению функций маркет-мейкеров по этим акциям, – более чем на 200%) в день совершения действий (бездействия), предусмотренных абз. 2–8 ч. 1 ст. 63 Закона № 231-З, по сравнению с рыночной ценой ценной бумаги, рассчитанной в предшествующий совершению таких действий (бездействия) день, и в любой из двух рабочих дней, следующих за днем совершения таких действий (бездействия), по сравнению с рыночной ценой ценной бумаги, рассчитанной в день, предшествующий их совершению;

– на объем торгов ценной бумагой – увеличение объема торгов ценной бумагой (в штуках ценных бумаг) в торговой системе организатора торговли ценными бумагами более чем на 100% в день совершения действий, предусмотренных абз. 2, 6–8 ч. 1 ст. 63 Закона № 231-З, и в любой из двух рабочих дней, следующих за днем совершения таких действий, по сравнению со среднедневным объемом торгов такой ценной бумагой, рассчитанным за 60 торговых дней, предшествующих совершению таких действий.

Параметры спроса на ценную бумагу и (или) ее предложения, рыночной цены или объема торгов ценной бумагой, отклонения от которых признаются существенным влиянием на эти параметры, установленные в п. 1 постановления № 28, не распространяются на сделки с ценными бумагами, по которым рыночная цена не рассчитывается, а также на сделки РЕПО с облигациями (п. 2 постановления № 28).

Таким образом, нормы постановлений № 28 и № 117 практически повторяются, за исключением замены ссылок на Указ № 277 ссылками на Закон № 231-З.

Кто ответит за манипуляции

В соответствии со ст. 67 Закона № 231-З в целях защиты прав и законных интересов инвесторов республиканский орган государственного управления, осуществляющий государственное регулирование рынка ценных бумаг, вправе обращаться в суд с исками и заявлениями о признании сделок с эмиссионными ценными бумагами, совершенных с использованием конфиденциальной информации или признанных манипулированием рынком ценных бумаг, недействительными (об установлении факта ничтожности сделки) и применении последствий их недействительности; а также в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Ранее такое право указанному органу было делегировано подп.1.11 Указа № 277. Заметим, что принятие мер по предотвращению недобросовестной конкуренции при обращении акций ОАО на биржевом и внебиржевом рынках, в т.ч. установление режима, предупреждающего манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, является одной из задач Департамента по ценным бумагам (подп. 4.19 п. 4 Положения о Департаменте по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 31.07.2006 № 982 в ред. от 26.02.2016 г.).

При рассмотрении в суде споров по таким искам или заявлениям республиканский орган государственного управления, осуществляющий государственное регулирование рынка ценных бумаг, в целях защиты прав инвесторов и интересов государства вправе вступить в процесс в порядке, установленном законодательством.

Наличие в совершении сделки с ценными бумагами признаков действий (бездействия), признаваемых в соответствии с законодательными актами манипулированием рынком ценных бумаг, считается одним из критериев выявления и признаками подозрительности финансовых операций для профучастников (подп. 15.1 Типовых правил внутреннего контроля для лиц, осуществляющих финансовые операции, утв. постановлением Минфина от 5.03.2015 № 12).

Поймать и обезвредить

Статья 36 Закона № 231-З обязывает организатора торговли ценными бумагами разработать локальные нормативные правовые акты, содержащие правила, ограничивающие действия (бездействие) участников торгов по манипулированию ценами. В настоящее время протоколом ОАО БВФБ от 24.07.2012 № 6 утверждено «Положение о мониторинге биржевого рынка акций в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Здесь мониторинг предполагает, в частности, совокупность мероприятий по выявлению подозрительных (нестандартных) биржевых сделок купли-­продажи акций, а также биржевых сделок купли-продажи акций, которые подлежат дополнительному конт­ролю, а также определению отклонений параметров спроса, предложения, рыночной цены и объема торгов от установленных Минфином, и выявлению действий по манипулированию рынком ценных бумаг.

В главе 4 данного Положения установлены:

особенности расчета отклонений параметров спроса, предложения, рыночной цены и объема торгов, а также выявления действий по манипулированию в части, не урегулированной иными законодательными актами;

форма и регламент представления биржей в орган государственного регулирования рынка ценных бумаг отчетов о действиях по манипулированию.

Так, биржа по результатам каждого торгового дня осуществляет расчет отклонений значений спроса на акции и (или) предложения акций, рыночной цены акций, объема торгов акций (далее – контролируемые значения).

Если рассчитанные отклонения контролируемых значений превысили параметры, установленные Минфином, биржа исходя из статистики биржевых операций выявляет действия, квалифицируемые как манипулирование.

В случае если хотя бы по одному из контролируемых значений по итогам одного истекшего торгового дня, а также по итогам любого из двух торговых дней, следующих за указанным торговым днем, отклонение превысило допустимый процент отклонения, установленный Минфином, и при этом за указанный торговый день в торговой системе биржи по соответствующим ценным бумагам было выявлено как минимум одно из действий по манипулированию, то биржа не позднее четвертого торгового дня, следующего за днем выявления действий по манипулированию, направляет в Департамент отчет о действиях по манипулированию по форме, установленной в приложении 2 к Положению.

Расчет отклонений всех контролируемых значений осуществляется с точностью до одной сотой процента.

Расчет отклонений контролируемых параметров не осуществляется в случае, если на день, предшествующий дню совершения действий по манипулированию, рыночная цена по акциям не рассчитывалась (отсутствовала). Кроме того, расчет отклонения не производится, если контролируемое значение подлежит сравнению с соответствующим нулевым значением.

Расчет отклонений контролируемых значений осуществляется по выпускам акций, по аналогии с подходом, используемым при расчете рыночной цены в установленном порядке.

Расчет отклонений контролируемых параметров осуществляется по всем режимам торгов в целом. Действия по манипулированию выявляются в каждом из торговых режимов отдельно. При этом:

– в рамках режима торгов «непрерывный двойной аукцион» дополнительно выделяются очереди заявок по нестандартным лотам;

– в рамках режима торгов «форвардные сделки» дополнительно выделяются очереди заявок по различным валютам.

При анализе таких действий, как совершение профучастником в течение одного торгового дня двух и более сделок с акциями за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи ценных бумаг, или в течение одного торгового дня за счет или в интересах одного лица двух и более сделок с одними и теми же акциями, исполнение обязательств по которым не влечет изменения их владельца, более двух сделок с одними и теми же акциями, в которых стороны меняются, выступая то в качестве продавцов, то в качестве покупателей, на бирже рассматриваются все сделки, совершенные за счет и (или) в интересах одного лица, т.е. сделки, совершаемые как брокером-комиссионером (за счет одного клиента), доверительным управляющим (в интересах одного клиента), так и дилером (за счет и в интересах одного лица – самого дилера).

При анализе таких действий, как совершение профучастником в течение одного торгового дня двух и более сделок с акциями за счет или в интересах одного лица на основании заявок, имеющих на момент их выставления наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи ценных бумаг, не рассматривается как действие по манипулированию и не включается в соответствующий отчет:

– совершение на основании одной заявки, без дополнительного согласия участника, ее подавшего, двух и более сделок, произошедшее в силу принципа делимости заявок;

– совершение сделок на основании заявок, являющихся на момент их выставления единственными в очереди заявок.

Совершение профучастником в течение одного торгового дня за счет или в интересах одного лица двух и более сделок с одними и теми же акциями, исполнение обязательств по которым не влечет изменения владельца ценных бумаг, признается действиями по манипулированию в случае, когда в результате совершения участниками торгов в течение одного торгового дня за счет или в интересах одного лица двух и более сделок с одними и теми же акциями, исполнение обязательств по которым не влечет изменения владельца акций, независимо от количества акций, владелец которых в результате совершения указанных сделок не изменился.

При выявлении случаев совершения профучастником действий по манипулированию рынком ценных бумаг Департаментом по ценным бумагам выносится предписание об его отстранении от участия в биржевых торгах (подп. 1.2 постановления Минфина от 4.11.2011 № 115 «О некоторых вопросах приостановления совершения и (или) исполнения сделок с ценными бумагами в торговой системе открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фон­довая биржа»).

Установленные постановлением № 28 критерии на практике выглядят достаточно условно. Отклонения от рыночной цены на 60–200% и двукратное изменение спроса, предложения или объемов торгов – весьма значительны даже для Беларуси, хотя число сделок на БВФБ сравнительно невелико. Это позволяет участникам рынка формально обходить запрет на манипулирование, удерживая свои действия и их последствия в рамках, но обеспечивая тот же самый результат постепенно – в течение более длительного времени.

При этом в соответствии с постановлением Минфина от 17.03.2016 № 13 «О некоторых вопросах расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг» рыночная цена эмиссионных ценных бумаг одного выпуска рассчитывается как средневзвешенная цена (курс) одной ценной бумаги по совершенным в течение последних 60 торговых дней, включая дату расчета, сделкам с ценными бумагами этого выпуска, расчеты по которым осуществляются в белорусских рублях, за исключением некоторых видов сделок. Если же с ценными бумагами в течение последних 60 торговых дней было совершено менее 10 сделок, рыночная цена по ним не рассчитывается.

Поскольку сделок с акциями многих ОАО на отечественном фондовом рынке совершается не столь уж много, то определить рыночную стоимость по большинству из них в установленном порядке зачастую невозможно. Следовательно, не получится и установить факт манипулирования.

Ответственность

В соответствии со ст. 11.76 КоАП совершение действий (бездействие), оказывающих существенное влияние на спрос и (или) предложение ценной бумаги, рыночную цену или объем торгов, признаваемых в соответствии с законодательными актами манипулированием рынком ценных бумаг, если в этих деяниях нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 200 базовых величин, а на юридическое лицо – от 50 до 500 базовых величин.

Если же эти действия (бездействие) повлекли причинение ущерба в крупном размере (т.е. на сумму, в 250 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день причинения этого ущерба – примечание к главе 25 УК), то виновники могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 226-З УК: штраф или арест, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

В соответствии с ч. 1 примечаний к главе 35 УК долж­ностное лицо, которое использовало свои власт­ные или иные служебные полномочия для манипулирования рынком ценных бумаг, несет ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 226-3 и главой 35 УК. При этом манипулирование рынком ценных бумаг признается существенным вредом, предусмотренным статьями главы 35 УК.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.76 КоАП, уполномочены составлять органы Комитета госконтроля (п. 16 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП) и органы, осуществляющие контроль и надзор за выпуском и обращением ценных бумаг, профессиональной деятельностью по ценным бумагам (п. 59 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП). Дела о таких правонарушениях предстоит рассматривать КГК и Департаменту по ценным бумагам (последнему – если протоколы о совершении таких нарушений составлены его должностными лицами, а также органами, осуществляющими контроль и надзор за выпуском и обращением ценных бумаг, профессиональной деятельностью по ценным бумагам).

Для выявления фактов манипулирования указанным органам приходится анализировать все совершаемые на фондовом рынке сделки, выявлять среди них нестандартные, чтобы определить, действительно ли имело место правонарушение, и в случае утвердительного ответа принять соответствующие меры. При этом важным моментом, учитываемым при квалификации правонарушения, является наличие намерения осуществить манипулятивную сделку.

В частности, к таким сделкам могут быть отнесены:

– совершение на организованных торгах сделок с ценными бумагами по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих. При этом между участниками сделки должна быть предварительная договоренность;

– совершение одним лицом в течение торгового дня сделок противоположной направленности, неоднократное выставление в течение торгового дня заявок, имеющих наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи, что может ввести в заблуждение участников рынка или инвесторов;

– неоднократное совершение в течение торгового дня сделок, по которым каждый из участников является и продавцом, и покупателем, или таких, в результате которых не меняется владелец ценных бумаг и которые не несут экономического смысла;

– неоднократное неисполнение в течение торгового дня обязательств, ведущих к существенному увеличению или снижению цены ценной бумаги;

– выставление заявок;

– совершение сделок, оказывающих существенное влияние на цены, которые рассчитываются или раскрываются согласно нормативным актам.

При проверке фактов возможного манипулирования ценами в таких сделках регуляторам придется проверять:

– сделки (заявки) с ценными бумагами, заключение (выставление) которых и (или) их существенные условия дают основание предполагать наличие в действиях совершивших их лиц (участников торгов или их клиентов) признаков манипулирования ценами;

– выставленные поручения на покупку и продажу ценных бумаг по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам;

– распространенную информацию, включая рек­ламные материалы, аналитические обзоры и оценки, информационные бюллетени, публичные выступления и заявления, публикации в СМИ и Интернете;

– у лиц, совершивших подозрительные сделки, либо выставивших подозрительные заявки или поручения, либо распространивших ложную или недостоверную информацию, – договоры, акты, протоколы, локальные правовые акты, списки аффилированных лиц, данные о лицах, обладающих правом доступа к использованной при факте возможного манипулирования ценами служебной информации, документы бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность, в т.ч. касающиеся состояния счетов и расчетов по ценным бумагам и денежным средствам, и т.д.;

– у эмитентов ценных бумаг – информацию и документы, касающиеся произошедших и ожидаемых событий (фактов) в их деятельности, совершение которых могло или может привести к повышению и (или) понижению цен на выпущенные этим эмитентом ценные бумаги или торговой активности с ними.

Субъективная сторона характеризуется как прямым, так и косвенным умыслом в случае причинения крупного ущерба (материальный состав), т.е. лицо осознает незаконность своих действий, связанных с манипуляцией ценами на рынке ценных бумаг, возможность или неизбежность наступления указанных в законе преступных последствий и либо желает их наступления, либо относится безразлично, и прямым умыслом в случае извлечения дохода в крупном размере (формальный состав), т.е. лицо осознает незаконность своих действий, связанных с манипуляцией ценами на рынке ценных бумаг, и желает их совершить. При этом круг лиц, которые могут оказаться субъектами такого правонарушения, как манипулирование фондовым рынком, может быть весьма обширным. Это профучастники, владельцы ценных бумаг, иные участники фондового рынка, менеджеры компании-эмитента, чиновники, журналисты.

Кроме того, систематическое (2 раза и более в течение 12 месяцев подряд) совершение действий, признаваемых манипулированием рынком ценных бумаг, и (или) сделок с ценными бумагами с использованием закрытой информации на рынке ценных бумаг, служебного положения и (или) конфиденциальной информации о депоненте, признается грубым нарушением законодательства о лицензировании, лицензионных требований (п. 404 главы 39 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утв. Указом Президента от 1.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Таким образом, профучастник, уличенный в манипулировании рынком ценных бумаг, может поплатиться за это своей лицензией.

 

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by