Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Общие вопросы
01.06.2023 46 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Земельный налог 2023

Фото: freepik.com

Земельный налог уплачивается за пользование земельными участками, предоставленными в частную собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное или временное пользование (п. 2 ст. 39 Кодекса о земле (далее – КоЗ)).

Земельный налог относится к республиканским налогам и является обязательным к исчислению и уплате на всей территории Республики Беларусь (п. 2 ст. 7, абз. 8 ст. 8 НК).

Оглавление

Плательщики налога, объект налогообложения

Налоговая база

Налоговый период, ставки

Налоговые льготы: для организаций и для физических лиц

Порядок исчисления налога и представления деклараций

Налоговые декларации

Сроки уплаты налога в бюджет

Изменение ставок налога местными Советами депутатов

Административная ответственность

Плательщики налога

Плательщиками являются (ст.236, 237 НК):

  • Организации;

Бюджетные организации признаются плательщиками, если сдают в аренду (иное пользование) недвижимость, расположенную на земельном участке, арендаторам, не перечисленным в ч.3 п.1 ст.237 НК, а также, если дата передачи недвижимости в аренду (иное пользование) и дата ее возврата приходятся на один и тот же квартал.

С 2023 г бюджетные организации признаются плательщиками земельного налога за земельные участки, на которых отсутствуют капстроения и по которым применяются ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 3 (ч. 1 п. 1 cт. 237 НК).

Обращаем Ваше внимание. Обособленные подразделения не являются плательщиками земельного налога, так как земельные участки предоставляются юридическим лицам, а не их обособленным подразделениям (п. 3 ст. 14, п. 1 ст. 17 и п. 1 ст. 18 КоЗ). 

  • ИП;

  • физлица.

Если земельный участок предоставлен физлицу для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, то плательщиком будет такое хозяйство (п.2 ст.237 НК).

Важно! Если у организаций и физлиц нет правоудостоверяющих документов на земельные участки, которыми они имеют право пользоваться или фактически пользуются, либо госрегистрация прав на эти участки не осуществлена, такие организации и физлица все равно признаются плательщиками в отношении этих участков (п.3 ст.237 НК).


ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Признаются объектами налогообложения (п.1 ст.238 НК) расположенные на территории РБ земельные участки и доли в праве на них (далее – земельные участки):

  • которые принадлежат организациям на праве частной собственности (постоянного или временного пользования), физлицам на праве частной собственности (пожизненного наследуемого владения или временного пользования, а также принятые ими по наследству), либо иные земельные участки, в отношении которых в соответствии с законодательством плательщики имеют право осуществлять пользование;

  • предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные;

  • самовольно занятые;

  • находящиеся в госсобственности, предоставленные в аренду и своевременно не возвращенные.

Если земельный участок находится в аренде, то его арендатор уплачивает арендную плату. Земельный налог в этом случае не уплачивается.

Для физических лиц объектами налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные на территории РБ, находящиеся (п. 1 ст. 238 НК):

  • в частной собственности.

  • в пожизненном наследуемом владении.

  • во временном пользовании;

  • земельные участки, принятые по наследству;

  • самовольно занятые земельные участки.

Определенные земли не признаются объектами налогообложения (п. 2 ст. 238 НК):

  • земли общего пользования в населенных пунктах;

  • кладбищи;

  • земли лесного фонда (за исключением сельскохозземель и земель, занятых недвижимостью, которая не связана с ведением лесного хозяйства);

  • земли водного фонда (за исключением сельскохозземель, земель, на которых осуществляется предпринимательская деятельность, и земель, занятых недвижимостью);

  • земли запаса;

  • земельные участки общего пользования или свободные (незанятые, не распределенные среди членов организации) земельные участки, принадлежащие дачным кооперативам, садоводческим товариществам, иных некоммерческим организациям, созданным для ведения коллективного садоводства и (или) огородничества и осуществляющим свою деятельность на основе членства граждан;

  • земельные участки религиозных организаций (объединений) и земельные участки, на которых расположены культовые капитальные строения, переданные таким организациям в безвозмездное пользование;

  • земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов (кроме входящих в их состав сельскохозземель);

  • земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль Государственной границы Республики Беларусь и предназначенная для ее обозначения и содержания;

  • земли сельскохозназначения в части земель под древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями), не входящей в лесной фонд, и в части земель под болотами.

Налоговая база

В качестве налоговой базы применяется кадастровая стоимость земельного участка на 1 января календарного года, за который исчисляется налог, либо в установленных случаях – его площадь (п.1, 5, 6 ст. 240 НК).

За 2023 г. налоговая база для исчисления земельного налога определяется по видам функционального использования земельных участков в следующем порядке (п. 3 ст. 5 Закона № 230-З):

– для общественно – деловой зоны – в белорусских рублях на дату оценки такой зоны;

– жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон – в белорусских рублях на дату оценки таких зон в сумме, проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 гг.;

– жилой многоквартирной зоны – в белорусских рублях на дату оценки такой зоны в сумме, проиндексированной с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2021 г. и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 гг.;

– производственной зоны – в белорусских рублях на дату оценки такой зоны в сумме, проиндексированной с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2019, 2020 и 2021 гг. и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 гг.

Для определения налоговой базы земельного налога плательщик при необходимости может получить сведения о кадастровой стоимости земельных участков из регистра стоимости.

Плательщику предоставляется право выбора в получении сведений о кадастровой стоимости земельного участка. Это можно сделать несколькими способами.

Первый способ. Осуществить поиск на сайте ГУП «Национальное кадастровое агентство» ( http://vl.nca.by) (п. 30 Инструкции о порядке ведения регистра стоимости земель, земельных участков государственного земельного кадастра, утвержденная постановлением Госкомимущества от 03.06.2010 № 37, (далее – Инструкция № 37)).

Информация, представленная на данном сайте, бесплатна, доступна в круглосуточном режиме, носит открытый характер и имеет форму простых информационных сообщений.

Второй способ. Обратиться в ГУП «Национальное кадастровое агентство» или в территориальные агентства по государственной регистрации и земельному кадастру с запросом о предоставлении сведений о кадастровой стоимости (п. 28 Инструкции № 37).

Площадь земельного участка применяется для расчета налоговой базы, если такой участок:

  • относится к землям сельхозназначения;

  • используется для добычи торфа на топливо и удобрения, сапропелей на удобрения;

  • входит в состав земель лесного фонда и предоставлен для сельхозиспользования;

  • входит в состав земель водного фонда и предоставлен для сельхозиспользования, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы;

  • занят конструктивными элементами воздушных линий электропередачи напряжением ниже 35 киловольт, не являющимися капстроениями или госрегистрация которых не является обязательной, и принадлежит энергоснабжающим организациям, входящим в состав ГПО «Белэнерго».

По иным земельным участкам необходимо самостоятельно определять, какой из показателей применить в качестве налоговой базы: кадастровую стоимость земельного участка (ее можно узнать из регистра стоимости земельных участков, размещенном на сайте ГУП «Национальное кадастровое агентство») либо его площадь.

Для этого нужно сравнить кадастровую стоимость земельного участка за гектар с установленным пороговым значением, который соответствует каждому функциональному использованию земельных участков (виду оценочных зон). При этом функциональное использование земельных участков (виды оценочных зон) определяется на основании их целевого назначения, установленного местным исполкомом (п. 3 ст. 240 НК, приложение 5 к НК).

С 2023 г. установлены новые пороги, исходя из которых определяется, что принимается в качестве налоговой базы (площадь земельного участка или его кадастровая стоимость).

Если кадастровая стоимость за гектар больше установленного порогового значения или равна ему, для определения налоговой базы используется кадастровая стоимость, если меньше – площадь земельного участка (подп. 6.5 – 6.11 п. 6 ст. 240 НК).

Кроме этого, налоговая база зависит от целей, на которые предоставлен земельный участок, а вернее, от их количества.

Например, земельный участок предоставлен для нескольких целей, по которым установлены разные ставки налога и (или) которые соответствуют разным видам функционального использования земельных участков. В этом случае налоговая база будет:

равна сумме кадастровой стоимости, определенной исходя из площадей, приходящихся на соответствующее функциональное использование земельного участка (если налоговая база - кадастровая стоимость);

складываться из площадей, приходящихся на соответствующую цель использования земельного участка (если налоговая база - площадь земельного участка).

Налоговый период

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 242 НК).

НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ

Годовая сумма земельного налога исчисляется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку, которая зависит от категории используемых земельных участков (п. 1 ст. 243 НК).

Ставки налога на все категории земельных участков (кроме земель сельхозназначения, лесного и водного фонда) определяются из налоговой базы.

Применяются два вида ставок:

  • в процентах от кадастровой стоимости (если налоговая база – кадастровая стоимость);

  • в виде фиксированного платежа за гектар (если налоговая база – площадь земельного участка).

При определении ставок на земли сельхозназначения нужно учитывать, проведена или не проведена их кадастровая оценка (в баллах).

Если проведена, то ставка устанавливается в зависимости от балла оценки и вида земельного участка (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами или луговые земли) (п. 2 ст. 241 НК), а если нет – налог исчисляется по средним ставкам по районам (п. 4 ст. 241 НК).

По средним ставкам района исчисляют земельный налог (п. 5, 8 ст. 241 НК):

– по сельхозземлям, входящим в состав земель лесного фонда;

– сельхозземлям, входящим в состав земель водного фонда;

– земельным участкам, предоставленным для добычи торфа на топливо и удобрения и сапропелей на удобрения;

– земельным участкам, входящим в состав земель водного фонда и предоставленным для рыборазведения и акклиматизации рыбы.

– по земельным участкам, предоставленным физлицам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства в садоводческом товариществе и дачном кооперативе, расположенных за пределами населенных пунктов, по которым не имеется кадастровой стоимости. При этом ставка увеличивается на коэффициент 1,6.

Применяется ставка, установленная для земельных участков производственной зоны, если на земельном участке, входящем в состав земель лесного фонда, расположена недвижимость, не связанная с ведением лесного хозяйства, либо земельный участок, входящий в состав земель водного фонда, используется для предпринимательской деятельности и занят недвижимостью.

Исходя из фактического функционального использования участка будет исчислен налог на земельные участки (п.9 ст.241 НК):

  • предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные;

  • самовольно занятые. При этом уплата налога не узаконивает самовольно занятый земельный участок;

  • находящиеся в госсобственности, предоставленные в аренду и своевременно не возвращенные.

Важно – с 2023 г.: 

– земельный налог за земельный участок, предоставленный для размещения торговых центров (в том числе автостоянок, их обслуживающих), торговых объектов, входящих в торговую сеть, исчисляется и уплачивается по обычной (не повышенной) ставке 0,7% (приложение 6 к НК).

– на земельные участки, на которых отсутствуют капстроения, применяются ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 3 (п. 12-1 ст. 241 НК). Земельный налог по ставке, увеличенной на коэффициент 3, исчисляется за весь земельный участок, на котором отсутствует капстроение.


Обратите внимание! Если на земельном участке находится недвижимость, которая не является самовольной постройкой и построена после 01.01.2019, то организации к годовой ставке земельного налога вправе по таким участкам применить коэффициенты, установленные в следующих размерах (п. 12 ст.241 НК):

  • 0,2 % – в течение второго года (двенадцати месяцев) с даты приемки такой недвижимости в эксплуатацию,

  • 0,4 % – в течение третьего года,

  • 0,6 % – в течение четвертого года,

  • 0,8 % – в течение пятого года. 

В этом случае налог исчисляется с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, на который приходится дата истечения годичного, двухлетнего, трехлетнего или четырехлетнего периода соответственно

Налоговые льготы

Организации имеют право на налоговые льготы, в частности, от налога освобождаются земельные участки (ст.239 НК):

1. занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей РБ.

Не льготируются те участки, которые используются организациями (за исключением бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры) для осуществления предпринимательской деятельности

2. занятые автомобильными дорогами общего пользования, железнодорожными и трамвайными путями общего пользования, а также земельные участки, предоставляемые организациям для строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования, железнодорожных и трамвайных путей общего пользования. Период, на который распространяется льгота, определяется по правилам подпункта 1.3 п.1. ст.239 НК;

5. предоставленные госэксплуатационно-строительным организациям и занятые прибрежными полосами, которые являются природными территориями, подлежащими специальной охране;

4. переданные организациям по строительству и эксплуатации водохозяйственных систем на период производства строительных и ремонтно-эксплуатационных работ;

5. которые принадлежат:

  • организациям, осуществляющим деятельность в сферах образования и здравоохранения и получающих субсидии из бюджета;

  • организациям культуры;

  • санаторно-курортным и оздоровительным организациям;

  • организациям, получающим субсидии из бюджета, а земельные участки заняты недвижимостью, включенной в реестр физкультурно-спортивных сооружений;

  • организациям Федерации профсоюзов Беларуси, осуществляющим деятельность в сферах образования и здравоохранения, физической культуры и спорта, предоставленные им в пользование для осуществления уставной деятельности;

  • детско-юношеским спортивным школам;

  • организациям, занятым физкультурно-спортивными сооружениями, являющимися основными базами подготовки национальных и сборных команд РБ по видам спорта;

  • общественным объединениям инвалидов, их унитарным предприятиям и учреждениям, занятые принадлежащими им объектами здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обслуживания, образования, культуры и искусства;

  • организациям потребкооперации, расположенные в сельской местности и занятые торговыми объектами и объектами общественного питания;

  • научным организациям и научно-технологическим паркам.

6. аэроклубов, содержащихся за счет средств бюджета, а также земельные участки, занятые аэродромами, посадочными площадками, аэропортами и объектами единой системы организации воздушного движения;

7. земли сельскохозназначения, подвергшиеся радиоактивному загрязнению, а также земли, на которых расположены захоронения радиоактивных отходов, загрязненных радионуклидами в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС;

8. предоставленные в пользование:

  • республиканским унитарным производственным предприятиям исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев;

  • учреждениям образования потребкооперации;

9. с 2023 г. земельные участки организаций, признанных в соответствии с законодательством банкротами, в отношении которых открыто ликвидационное производство (подп. 1.33 ст. 239 НК). Освобождение предоставляется по квартал, в котором внесена запись в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении организации из этого регистра.

10) с 01.01.2022 по 31.12.2024 включительно земельные участки общественных объединений инвалидов (их унитарных предприятий и учреждений) освобождаются от земельного налога независимо от того, какие объекты недвижимости расположены на них (ч. 2 п. 6 ст. 2 Закона № 141-З).

Имеются особенности применения организациями налоговых льгот, например:

  • организации не имеют право воспользоваться налоговыми льготами, если земельный участок предоставлен во временное пользование и своевременно не возвращен либо самовольно занят, либо находится в госсобственности, предоставлен в аренду и своевременно не возвращен;

  • крестьянское (фермерское) хозяйство, которое признается плательщиком в отношении земельного участка, предоставленного физлицу для ведения такого хозяйства, не может применять налоговые льготы, установленные для организаций;

  • при сдаче в аренду (иное пользование) недвижимости, расположенной на земельных участках, освобожденных от налога, право на применение льгот утрачивается. Право на льготу сохранится, если недвижимость будет сдана в аренду (иное пользование) организациям, перечисленным в п.3 ст. 239 НК;

  • организациями не будет применяться льгота при сдаче в аренду земельных участков, предоставленных на праве частной собственности и освобожденных от налога.

Обращаем внимание: С 2023 г. утратила силу льгота, установленная абз. 6 подп. 1.1 Указа от 22.09.2017 № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания», в отношении:

– земельных участков, на которых находятся расположенные на территории сельской местности капстроения (здания, сооружения), которые являются торговыми объектами, объектами общественного питания, объектами бытового обслуживания либо части которых являются такими объектами, у организаций при условии осуществления ими в календарном месяце деятельности на территории сельской местности в этих капстроениях (зданиях, сооружениях);

– земельных участков, на которых находятся расположенные на территории малых городских поселений капстроения (здания, сооружения), которые являются объектами общественного питания, объектами бытового обслуживания либо части которых являются такими объектами, у микроорганизаций при условии осуществления ими в календарном месяце деятельности на территории малых городских поселений в этих капстроениях (зданиях, сооружениях).

Физические лица имеют право на налоговые льготы, в частности, освобождаются (п.7 ст.239 НК):

1. земельные участки, занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по установленному перечню;

2. земельные участки, предоставленные членам многодетных семей для строительства и (или) обслуживания жилого дома или обслуживания квартир в жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения и других целей;

3. земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, дачного и гаражного строительства, в виде служебного земельного надела, для традиционных народных промыслов (ремесел), строительства (установки) временных индивидуальных гаражей:

  • пенсионерам;

  • инвалидам I и II группы;

  • несовершеннолетним детям;

  • лицам, признанным недееспособными;

  • военнослужащим срочной военной службы (физлицам, проходящим альтернативную службу);

  • участникам ВОВ и иным лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом от 17.04.1992 № 1594-XII «О ветеранах» (далее – Закон № 1594-XII);

4. один земельный участок, предоставленный для строительства и (или) обслуживания жилого дома или обслуживания квартир в блокированном жилом доме:

  • пенсионеру;

  • инвалиду I или II группы;

  • несовершеннолетнему ребенку;

  • лицу, признанному недееспособным;

  • военнослужащему срочной военной службы (физлицу, проходящему альтернативную службу);

  • участнику ВОВ и иному лицу, имеющему право на льготное налогообложение в соответствии с Законом № 1594-XII.

Если у этих лиц 2 и более таких земельных участков, налоговая льгота предоставляется в отношении одного, кадастровая стоимость одного квадратного метра которого больше, чем кадастровая стоимость одного квадратного метра иных участков, а при равной кадастровой стоимости одного квадратного метра налоговая льгота предоставляется в отношении того участка, который приобретен ранее других

5. расположенные на территории радиоактивного загрязнения земельные участки, предоставленные для строительства и (или) обслуживания жилого дома или обслуживания квартир в блокированном жилом доме, для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, дачного строительства и для других целей;

6. земельные участки, предоставленные для строительства объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним, - в период проведения проектных и строительных работ;

7. земельные участки, занятые объектами придорожного сервиса, – в течение двух лет с даты ввода таких объектов в эксплуатацию.

Обратите внимание! Физлица не имеют права на освобождение от налога, если земельный участок предоставлен во временное пользование и своевременно не возвращен, самовольно занят, либо земельный участок находится в госсобственности, предоставлен в аренду и своевременно не возвращен. 

Порядок исчисления налога и представления деклараций

Сумма земельного налога, подлежащая уплате за налоговый период, исчисляется исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (п. 1 ст. 36 НК).

С 01.01.2023 земельный налог за земельные участки организаций исчисляют не организации, а налоговые органы, кроме установленных случаев (ч. 1 п. 2 ст. 244 НК).

Организации самостоятельно исчисляют земельный налог (ч. 6 п. 2 ст. 244 НК):

– при ликвидации, реорганизации организаций – в порядке, установленном ст. 44 и 45 НК;

– необходимости внесения изменений и (или) дополнений в налоговые декларации (расчеты), представленные за истекший налоговый период, - в порядке, установленном ст. 40 НК.

В целях правильного исчисления налога, контроля за полнотой его уплаты, налоговым законодательством установлена обязанность плательщиков, госорганов, организаций и ИП представлять в налоговые органы перечень необходимых документов и сведений.

Если в течение налогового периода у организации наступают обстоятельства, в связи с которыми она признается плательщиком, либо утрачивает такой статус, либо появляется право на освобождение от налога, налог исчисляется (прекращает исчисляться), как правило, с 1-го числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором возникли такие обстоятельства.

Предусмотрен ряд особенностей для исчисления налога организациями, например:

  • если земельный участок предоставлен для строительства и (или) обслуживания недвижимости, находящейся в пользовании нескольких организаций, налог исчисляется отдельно каждой организацией пропорционально находящейся в ее пользовании площади недвижимости, а если недвижимость в общей долевой собственности у организаций, налог исчисляется каждой организацией пропорционально ее доле в праве собственности (п.10 ст.243 НК);

  • при исчислении налога организациями, ведущими лесное хозяйство, из облагаемой площади исключаются площади служебных земельных наделов, предоставленных физлицам (п.11 ст.243 НК).

Кроме этого, для определенных организаций в ряде случаев предусмотрен порядок возмещения уплаченных в бюджет сумм налога (п.12 ст.243 НК).

Такой порядок установлен для земельных участков, предоставленных для:

1. строительства и (или) обслуживания жилых домов, по которым плательщиками выступают организации, имеющие жилые помещения государственного и (или) частного жилфондов (ЖСК, ЖРЭО, товарищества собственников, организации застройщиков и иные аналогичные кооперативы и организации).

Суммы налога, уплаченные такими организациями в бюджет, возмещаются им собственниками помещений, членами организаций застройщиков, дольщиками, нанимателями, арендаторами, лизингополучателями, правообладателями нежилых помещений госформы собственности;

2. для строительства и (или) эксплуатации гаражей, автомобильных стоянок для хранения транспортных средств, по которым плательщиками выступают гаражные кооперативы, кооперативы, осуществляющими эксплуатацию автомобильных стоянок.

Суммы, налога уплаченные такими организациями в бюджет возмещаются им членами гаражных кооперативов или кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, являющимися пользователями либо собственниками гаражей или машино-мест.

У физических лиц отсутствует обязанность по расчету земельного налога. Сумму земельного налога, уплачиваемую физическими лицами, исчисляют налоговые органы. При этом исчисление физическому лицу земельного налога производится налоговым органом не более чем за 3 календарных года, предшествующих году, в котором производится такое исчисление (п. 3 ст. 36 НК).

Исчисление физическими лицами земельного налога за земельный участок, принятый по наследству, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия наследства (абз. 4 п. 4 ст. 243 НК).

Налоговые декларации

С 01.01.2023 плательщики – организации самостоятельно не исчисляют земельный налог и не заполняют декларацию по земельному налогу, кроме установленных случаев (ч. 1 п. 2 ст. 244 НК).

Сначала декларацию по земельному налогу заполняют налоговые органы. Они направляют предварительно заполненную декларацию организациям (кроме плательщиков из установленного перечня) на портал МНС. Организации при необходимости вносят в декларацию изменения и (или) дополнения, подписывают ее электронной цифровой подписью (ЭЦП) и возвращают в налоговые органы (ч. 1 и 3 п. 2 ст. 244 НК).

Независимо от направления налоговыми органами на портал МНС предварительно заполненной декларации организации подают декларацию по земельному налогу (ч. 6 п. 2 ст. 244 НК):

– при ликвидации, реорганизации организаций - в порядке, установленном ст. 44 и 45 НК;

– необходимости внесения изменений и (или) дополнений в декларации, представленные за истекший налоговый период, – в порядке, установленном ст. 40 НК.

Срок представления декларации по земельному налогу с 01.01.2023 в отношении земельных участков (объектов налогообложения), имеющихся на 1 января календарного года, за который исчисляется земельный налог, – не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Начиная с налогового периода 2023 г. декларация по земельному налогу представляется за истекший налоговый период (п. 1 ст. 244 НК).

Таким образом, декларацию по земельному налогу за 2023 г. наперед по сроку не позднее 20.02.2023 не подают.

Не позднее 30 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговые органы по месту постановки на учет направляют организациям (кроме плательщиков из установленного перечня) на портал МНС предварительно заполненную декларацию по земельному налогу за истекший налоговый период. Декларация формируется на основании имеющихся в налоговых органах сведений о земельных участках за истекший налоговый период (ч. 1 п. 2 ст. 244 НК).

Организации, получившие предварительно заполненную декларацию, не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, при необходимости вносят в нее изменения и (или) дополнения, подписывают декларацию электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП) и направляют ее обратно в налоговый орган.

С 01.01.2023 плательщики – организации обязаны представить в налоговые органы по месту постановки на учет следующие уведомления (п. 3 ст. 244 НК):

– о передаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капстроений, их частей, расположенных на земельных участках, предоставленных бюджетным организациям;

– земельных участках, занятых конструктивными элементами воздушных линий электропередачи напряжением ниже 35 киловольт, которые не являются капстроениями или госрегистрация которых не является обязательной, используемых энергоснабжающими организациями, входящими в состав государственного производственного объединения электроэнергетики "Белэнерго";

– земельных участках, предоставленных организациям для строительства или строительства и обслуживания капстроений (зданий, сооружений) (целевое назначение которых изменено на целевое назначение для строительства и обслуживания капстроений (зданий, сооружений)), на которых после истечения трех лет с даты их предоставления или госрегистрации перехода прав на такой земельный участок (изменения целевого назначения земельного участка) принято в эксплуатацию последнее из возводимых сооружений и (или) передаточных устройств;

– земельных участках, части которых имеют разное функциональное использование (разные виды оценочных зон) и разные ставки налога;

– служебных земельных наделах, предоставленных физлицам по решению районных органов власти для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома или обслуживания зарегистрированных организацией по госрегистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним квартир в блокированном жилом доме, для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, коллективного садоводства, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, дачного строительства.

Кроме того, установлен перечень уведомлений, которые организации вправе представить в налоговые органы. К ним относятся уведомления (п. 4 ст. 244 НК):

– о земельных участках, в отношении которых применяются льготы по земельному налогу;

– фактическом использовании земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, самовольно занятых земельных участках, а также о земельных участках, находящихся в госсобственности, которые предоставлены в аренду и своевременно не возвращены;

– земельных участках, в отношении которых для организаций установлены увеличенные (уменьшенные) ставки земельного налога согласно п. 10 ст. 241 НК;

– земельных участках, в отношении которых организации вправе применить понижающие коэффициенты к годовой ставке земельного налога по п. 12 ст. 241 НК.

Все уведомления подают по установленным форматам в виде электронного документа и в порядке, утвержденном МНС.

Cроки уплаты налога

С 01.01.2023 установлен новый порядок уплаты земельного налога. В течение налогового периода организации уплачивают авансовые платежи, а по итогам истекшего налогового периода – окончательную сумму земельного налога (ч. 1 и 2 п. 6 ст. 244 НК).

По общему правилу авансовые платежи в течение налогового периода не уплачивают (ч. 3 п. 6 ст. 244 НК):

– бюджетные организации;

– плательщики единого налога для сельхозпроизводителей.

Размер авансовых платежей определяется (ч. 4 п. 6 ст. 244 НК):

– уполномоченными лицами, указанными в ч. 2 п. 12 ст. 243 НК, по обязательствам организаций, указанных в ч. 1 п. 12 ст. 243 НК, при отсутствии у таких организаций органов управления – в размере фактически полученных от нанимателей или собственников жилых помещений, нежилых помещений, машино – мест в жилых домах сумм земельного налога;

– иными плательщиками-организациями – в размере 1/4 суммы земельного налога, исчисленного за предыдущий налоговый период.

По общему правилу организации уплачивают 3 авансовых платежа (в 2023 г. – 4 аванса) в сроки не позднее 22 мая, 22 августа, 22 ноября текущего налогового периода (ч. 5 п. 6 ст. 244 НК).

В 2023 г. организации уплачивают 4 авансовых платежа – не позднее 22.02.2023, 22.05.2023, 22.08.2023, 22.11.2023.

Окончательный расчет по земельному налогу по итогам истекшего налогового периода производится организациями не позднее 22 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 2 п. 6 ст. 244 НК).

В случае если суммы уплаченных авансовых платежей превышают сумму исчисленного земельного налога за налоговый период, излишне уплаченные суммы подлежат зачету либо возврату плательщику в порядке, установленном ст. 66 НК (ч. 7 п. 6 ст. 244 НК).

Физлицам и ИП налог исчисляется налоговым органом отдельно по каждому земельному участку на основании документов и сведений, представленных плательщиком, БРТИ, госорганами и иными организациями или ИП.

Если в течение налогового периода у физлица и ИП наступают обстоятельства, в связи с которыми они признается плательщиком, либо утрачивает такой статус, появляется право на освобождение от налога, налог исчисляется (прекращает исчисляться), как правило, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникли такие обстоятельства.

Если земельный участок находится в общей долевой собственности физлиц, налог исчисляется каждому из участников долевой собственности пропорционально его доле, а если в общей совместной собственности – налог исчисляется физлицу, на которое оформлены документы, подтверждающие госрегистрацию, возникновение права собственности на такое имущество.

Налог предъявляется к уплате путем вручения физлицам и ИП извещения. Извещение вручается:

  • ежегодного не позднее 1 сентября года, следующего за истекшим налоговым периодом,

  • в 30-дневный срок со дня получения налоговым органом соответствующих сведений об объекте (если налог исчисляется после 1 сентября за предыдущие налоговые периоды или за земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные, самовольно занятые земельные участки).

Если за предшествующие налоговые периоды налоговый орган по различным причинам не исчислил налог, то исчислит его не более чем за три календарных года, предшествующих году, в котором производится такое исчисление.

Физлица и ИП обязаны уплачивать налог ежегодно не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, а по истечении этого срока – не позднее 30 календарных дней со дня вручения извещения плательщику (за предшествующие налоговые периоды).

Изменение налоговых ставок местными Советами депутатов

Местные Советы депутатов по месту нахождения объекта налогообложения могут увеличить (уменьшить) ставки налога отдельным категориям плательщиков, но не более чем в 2 раза.

Исчисление налога по таким ставкам производится с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято, а уменьшенная ставка может применяться и с 1 января года, в котором решение принято, если это прямо указано в решении.

Ставки, увеличенные на основании решения местного Совета депутатов, не будут распространяться на (п. 11 ст. 241 НК):

  • организации, которым Президент Республики Беларусь предоставил налоговый кредит, отсрочку и (или) рассрочку по уплате налогов и пеней;

  • газоснабжающие и энергоснабжающие организации, оказывающие услуги населению по газо- и электроснабжению;

  • общественные объединения инвалидов;

  • организации - банкроты, а также находящиеся в процессе ликвидации;

  • объекты, введенные организациями после 01.01.2019 в эксплуатацию, в отношении которых в течение пяти лет применяются пониженные ставки налога.

Административная ответственность

В случае уплаты земельного налога в более поздние сроки, чем установлено законодательством, плательщик обязан уплатить пени, которые являются одним из способов обеспечения исполнения налогового обязательства (подп. 1.1 ст. 54, п. 1 ст. 55 НК). Пени уплачиваются дополнительно к причитающейся к уплате сумме земельного налога (п. 5 ст. 55 НК).

Административная ответственность в виде штрафа налагается (ст. 14.2, 14.4 КоАП):

  • за нарушение срока представления декларации на должностное лицо организации;

  • за неуплату (не полную уплату) налога на организацию (должностное лицо организации), ИП и физлицо.

Кроме вышеизложенного в случае нарушения своих обязанностей землепользователи несут ответственность, установленную КоАП, а именно:

– нецелевое использование предоставленного земельного участка влечет наложение штрафа от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от пяти до двадцати пяти базовых величин, на юридическое лицо - от двадцати до пятидесяти базовых величин (ч. 3 ст. 16.10 КоАП);

– неиспользование земельного участка в течение срока, установленного законодательными актами, влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до двадцати пяти базовых величин, а на юридическое лицо - до пятидесяти базовых величин (ч. 1 ст. 16.10 КоАП).

Помимо административной ответственности за использование земельного участка не по целевому назначению к землепользователям могут быть применены меры воздействия, предусмотренные КоЗ (подп. 2.2 ст. 75, п. 1 ст. 77, абз. 5 ст. 78, п. 1 ст. 79 КоЗ).

Читайте нас в Telegram и Viber

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by