Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №34(2728) от 03.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2267
EUR:
3.4662
RUB:
3.4958
Золото:
237.45
Серебро:
2.72
Платина:
98.35
Палладий:
96.79
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Обновленный Закон об инвестициях: еще больше форм для реализации инвестпроектов

Фото: freepik.com

Издан новый закон, призванный активизировать инвестиционную деятельность как иностранных инвесторов, так и белорусских предприятий. Законодателям понадобился год, чтобы пройти все необходимые процедуры.

Рассказываем об основных изменениях, которые несет в себе обновленный документ.

Закон от 08.01.2023 № 350-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» вносит столько изменений в Закон от 12.07.2023 № 53-З (далее – Закон № 53-З), что вместо перечня измененяемых статей разработчики приняли новую редакцию законодательного акта. Если раньше он содержал 23 статьи, то теперь – 52, разбитые на 3 раздела. В первом разделе, который посвящен общим положениям, изменений не так много. Все они связаны с расшифровкой новых терминов, используемых в документе. Это прежде всего новые формы реализации инвестиционных проектов – преференциальный инвестиционный проект и специальный инвестиционный договор.

Новые формы реализации инвестпроектов

Так, преференциальный инвестиционный проект представляет собой форму реализации инвестиционного проекта, главная особенность которого – упрощенный порядок взаимодействия инвестора и государства без заключения инвестиционного договора, но с предоставлением необходимых льгот и преференций, предусмотренных Законом № 53‑З. Главный критерий для получения статуса преференциального инвестиционного проекта – соответствие приоритетному виду деятельности, перечень которых будет определяться правительством, а в отдельных случаях на местном уровне – местными органами исполнительной власти. Подтверждением преференциального статуса инвестиционного проекта станет его включение в соответствующий перечень. Предполагается, что инвестор, выбравший такую форму реализации инвестпроекта, сможет быстрее приступить к его реализации без дополнительных согласований и уведомлений, получив самую необходимую поддержку государства.

Специальный инвестиционный договор, как сообщалось ранее, является особым видом инвестиционного договора и разработан с учетом аналогичного опыта РФ. Он призван увеличить степень локализации в производстве и способствовать созданию новых импортозамещающих производств. Главное его условие – организация производства усовершенствованной продукции с возможностью ее последующей реализации госпредприятиям посредством проведения государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника по фиксированным ценам. То есть основное новшество здесь заключается в том, что государство будет приобретать произведенные инвестором товары на условиях заранее оговоренного объема и заранее установленных цен, а требования по объему инвестиций будут отсутствовать. Заключать такие договоры планируется на конкурсной основе.

Правом заключения инвестиционных договоров будут обладать республиканские органы госуправления, подчиненные Совмину, Мингорисполком и областные комитеты, Управление делами Президента, Оперативно-аналитический центр при Президенте. Из полномочий Президента выведено определение особенностей заключения инвестиционных договоров, что стало полномочиями Совмина. За главой государства сохранено лишь право определения особенностей заключения инвестиционных договоров в отношении недр, а также право устанавливать меры поддержки для реализации инвестиционных проектов, не предусмотренных Законом № 53-З.

При этом законодатель оставил возможность и для прямого вмешательства главы государства в отношения, регулируемые указанным НПА, в частности, п. 2 ст. 9 предусмотрено право Президента устанавливать особенности правового регулирования отношений, регламентированных Законом № 53-З, что как раз предполагает возможности для принятия Президентом указов и подзаконных актов в случае такой необходимости.

Заключившим инвестиционный договор – больше льгот и преференций

Вторым разделом в ст. 21 Закона № 53-З устанавливаются требования к содержанию инвестиционных договоров, порядок внесения изменений и дополнений, основания для прекращения инвестиционного договора. Так, к обязательным условиям инвестиционного договора отнесено право РБ в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязанностей по договору в случае существенных нарушений его условий со стороны инвестора.

Кроме того, раздел содержит описание льгот и преференций, предоставляемых инвесторам в рамках реализации инвестпроекта на условиях заключения инвестиционного договора. Сюда включены льготы по налогам и арендной плате за земельные участки, предоставленные в рамках инвестиционных договоров, иные льготы в области земельных отношений, меры господдержки в области архитектурной и строительной деятельности, освобождение от таможенных платежей ввозимого оборудования, а в отдельных случаях – предоставление бюджетной финансовой поддержки.

В качестве отдельной меры поддержки выделено предоставление в рамках инвестиционных договоров гарантий от неблагоприятного изменения налогового законодательства. Норма предполагает сохранение для инвестиционного проекта ранее действующих ставок налогообложения в случае изменений в налоговом законодательстве, которое привело к повышению ставок, затрагивающих его деятельность. При этом данная норма будет ограничена периодом действия инвестиционного договора, но не более пятилетнего срока, т.е. по сути является временной стабилизационной мерой. Отметим, что в случае расторжения инвестдоговора инвестору может быть предъявлено обязательство по компенсации полученных ранее льгот и преференций. Порядок такой компенсации также определяется положениями Закона № 53-З.

Третий раздел описывает особенности реализации и предоставления льгот инвестпроектам, имеющим статус преференциальных. Здесь мы видим все тот же перечень льгот и преференций, но в менее широком спектре, чем в случае реализации инвестиционного договора. Не применяется по отношению к преференциальным проектам и предоставление защиты от неблагоприятного изменения налогового законодательства. И, как и в случае с инвестиционными проектами, при исключении проекта из перечня преференциальных по основаниям, отличным от успешной реализации проекта, инвестор может быть обязан к возмещению предоставленных льгот и преференций.

За некоторыми исключениями Закон № 350-З вступает в силу через 6 месяцев после официального опубликования. При этом его действие не распространяется на инвестиционные договоры, заключенные до вступления в силу данного Закона, за исключением статей, связанных с изъятием у инвесторов земельных участков, предоставленных в рамках договора, и не законсервированных объектов незавершенного строительства с целью их последующей реализации госорганами, – эти положения будут работать для всех инвестиционных договоров, включая ранее заключенные.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by