Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Зачем бизнесу ESG-стратегия

Фото: freepik.com

Успешные белорусские компании занимаются не только продажами, но и решают некоммерческие задачи. И это уже не разовые акции, а специальные долгосрочные стратегии.

Новый способ ведения бизнеса

Ответственное отношение к окружающей среде (Environmental), обществу (Social) и соблюдение высоких стандартов корпоративного управления (Governance) – три столпа концепции ведения бизнеса в соответствии с принципами ESG. В мире такой способ осуществления коммерческой деятельности набирает все большую популярность. В развитых странах соблюдение ESG-принципов фактически становится условием привлечения финансирования от инвесторов и прочих кредиторов.

В нашем регионе такой прямой увязки пока нет, но на высоком государственном уровне уже недвусмысленно звучат заявления о необходимости внедрения ESG-подходов. Так, министр экономики Беларуси Александр Червяков во время мартовской коллегии ведомства заявил, что «необходимо пересматривать подходы к корпоративному управлению» и внедрять ESG-стандарты, что позволит «иметь преимущество на рынках, в первую очередь финансовых».

К слову, Московская биржа ожидает от эмитентов ценных бумаг раскрытия нефинансовой отчетности. Более того, на днях президент РФ предложил «подумать о ежегодной публикации нефинансовой отчетности для крупных предприятий» и инициировал создание специальной премии «для наиболее ответственных компаний».

Таким образом, власти в РБ и РФ начинают подталкивать бизнес к необходимости соблюдения ESG-стандартов. Одновременно можно наблюдать, что успешные компании, не только российские, но и белорусские, пошли по данному пути.

Бизнес благодаря ESG-стратегиям повышает лояльность работников к компании, потенциальных клиентов – к бренду. Решение экологических задач подтверждает ответственность перед обществом и формирует предпосылки для привлечения «зеленого» финансирования. Наконец, высокий уровень корпоративного управления снижает вероятность внутренних конфликтов и тем самым повышает устойчивость компаний, что благоприятно влияет на их инвестпривлекательность.

Поэтому неудивительно, что ряд успешных белорусских субъектов хозяйствования уже «втянулся» в проекты в области ESG.

Кейсы ответственного поведения

В Беларуси элементы ESG можно увидеть в деятельности совершенно разных организаций, и не только крупных.

Пример – белорусская беттинг-компания Betera. В начале 2022 г. она присоединилась к Глобальному договору ООН, подтвердив тем самым желание заниматься в т.ч. некоммерческими проектами. В компании появилась группа волонтеров (их уже более 70), согласившихся участвовать в экологических проектах. В итоге удалось собрать сотни килограммов мусора, посадить 150 деревьев. Плюс к этому компания оказывает помощь уязвимым категориям детей из учреждений образования.

Другой пример – пивоваренная компания «Аливария». Экологический проект, который она реализует, предполагает сокращение до нуля выбросов CO2. Также планируется снизить до этой же величины несчастные случаи и потери воды. Кроме того, «Аливария» намерена к 2030 г. выйти на ноль отходов упаковки.

Белорусские банки в настоящее время наиболее продвинуты в части воплощения в жизнь некоммерческих проектов. Например, положительное влияние на экологию они оказывают двумя путями – финансируя «зеленые» проекты и сокращая количество бытовых отходов.

Так, «Сбер Банк» снизил последние в 2022 г. на 35% по сравнению с 2021 г. и на 26% за этот же период уменьшил потребление электро- и тепловой энергии. Столь впечатляющих результатов удалось добиться благодаря внедрению безбумажных офисов, переезду в более современное здание и специально выстроенному учету.

«Мы давно собираем данные о затратах энергии и отходах. Все отходы, которые образуются в банке, хозяйственный департамент журнализирует», – сообщила на бизнес-завтраке в Минске начальник отдела стратегического менеджмента и макроэкономического анализа «Сбер Банка» Вера Королева.

koroleva_.jpg Вера Королева
Начальник отдела стратегического менеджмента и макроэкономического анализа

Многие финансовые организации сконцентрировались на реализации социальных проектов. В частности, «БСБ Банк» планирует в 2023–2025 гг. увеличить долю затрат на организацию корпоративного обучения с 4 до 6%. С 85 до 100% вырастет охват персонала медицинским страхованием. Сейчас в банке гендерная диспропорция – женщин гораздо больше (80%), чем мужчин (20%). За ближайшие годы учреждение планирует увеличить удельный вес мужчин до 30%.

В свою очередь, «Белинвестбанк» сфокусировался и на реализации социальных и финансировании «зеленых» проектов. Более 34 тыс. его клиентов получили карточки из биоразлагаемого пластика, в реальном секторе прокредитованы проекты в области возобновляемой энергетики. А вклад в гендерную политику банк вносит благодаря развитию женского предпринимательства.

«В 2019 г. на момент создания в банке центра женского предпринимательства 30% клиентов в сегменте МСБ являлись женщинами, сейчас – 40%», – отметила руководитель центра информации и общественных связей «Белинвестбанка» Елена Ошуркевич, отвечая на вопросы «ЭГ».

oshurkevich_.jpg Елена Ошуркевич
Руководитель центра информации и общественных связей «Белинвестбанка» Елена Ошуркевич

Мотивация приводит к бизнес-трансформации

Эксперты ожидают, что количество белорусских предприятий, реализующих проекты в сфере ESG, будет расти.

Компании стали осознавать значимость нефинансовых рисков для своей деятельности и для того, чтобы минимизировать их влияние на бизнес, начинают встраивать в свою деятельность ESG-принципы. А это, наравне с экологическими, социальными проектами, еще и повышение уровня корпоративного управления, подчеркнул в комментарии «ЭГ» исполнительный директор рейтингового агентства BIK Ratings Андрей Усачев.

Он обратил внимание, что не только Евросоюз, но и азиатские страны ожидают от бизнеса ответственного отношения и к экологии, и к обществу.

«Россия и Беларусь оказались под мощным санкционным давлением западных стран, и экспортные предприятия вынуждены искать рынки сбыта в азиатском и тихоокеанском регионе, а там уровень ESG-требований достаточно высокий. Поэтому понимание, что нужно заниматься нефинансовыми рисками, будет расти», – предполагает А. Усачев.

usachev_.jpg Андрей Усачев
Исполнительный директор рейтингового агентства BIK Ratings

Он также подчеркнул, что российские экспортеры, которые выходят на внешние рынки и выстраивают цепочки поставок, сталкиваются с дополнительными нефинансовыми требованиями. Поэтому они не только занимаются нефинансовыми проектами, но и получают ESG-рейтинги, чтобы подтвердить успехи в данном направлении.

Четыре белорусских банка также получили такие оценки. Для них они оказались нужны, чтобы на основании сторонней, независимой экспертной оценки выявить сильные и слабые стороны в части управления нефинансовыми рисками и правильно разработать соответствующую стратегию, отмечает А. Усачев.

По его словам, крупные белорусские организации из реального сектора экономики, в т.ч. экспортеры, также планируют получать ESG-рейтинги. Желание заниматься нефинансовыми проектами демонстрируют малый и средний бизнес.

***

Экологические и социальные задачи не оставляют равнодушным общество. Компаниям, решающим такие задачи, удается сформировать позитивную репутацию вокруг бренда, ненавязчивым образом привлечь к себе внимание потенциальных клиентов. И это работает.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by