Временное отстранение от участия в закупках: порядок изменен с 19 апреля
Обновлен порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. В частности, расширен перечень оснований для досрочного исключения из реестра, а также круг инициаторов процедуры включения в него.
Недобросовестные участники процедур закупок за счет собственных средств могут быть включены в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам (далее – реестр).
Основания для включения в реестр установлены постановлением Совмина от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229). К ним отнесены:
– уклонение победителя процедуры от заключения договора;
– расторжение договора по решению суда в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
– совершение работником юрлица или индивидуального предпринимателя преступления, связанного с участием в процедуре закупки (например, дача взятки).
Формирует и ведет реестр Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Оно же определяет порядок его ведения.
Постановлением МАРТ от 03.04.2023 № 24 (далее – постановление № 24) изложена в новой редакции Инструкция о порядке формирования и ведения реестра поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, утв. постановлением от 28.06.2017 № 33 (далее – Инструкция). К наиболее существенным новациям можно отнести следующие.
1. Инициаторы включения в реестр. В Инструкции расширен круг субъектов, которые могут направить в МАРТ заявление о включении юридического или физического лица, в т.ч. ИП, в реестр. Ранее это могли сделать только заказчики и организаторы процедур. Теперь такое право появилось у контролирующих (надзорных) и (или) правоохранительных органов, а также судов.
2. Случаи, в которых участник закупки в реестр не включается. Инструкция дополнена нормой о том, когда включение в реестр не производится: если отказ победителя от заключения договора или его неисполнение вызваны изменением установленного Нацбанком курса белорусского рубля к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20% по отношению к курсу, действовавшему на дату подачи предложения участником-победителем (при проведении электронного аукциона – на дату проведения торгов) либо на дату заключения договора на закупку (в случае закупки из одного источника). Само по себе это основание не новое – оно предусмотрено постановлением № 229. Теперь же эта норма включена и в Инструкцию.
3. Досрочное исключение из реестра. Стандартный срок нахождения в реестре – один год, но из него могут исключить и досрочно. Перечень оснований для этого расширен. Ранее их было три:
– в МАРТ представлено подтверждение того, что сведения, послужившие основанием для включения в реестр, не соответствуют действительности;
– отменено судебное постановление, ставшее основанием для включения в реестр;
– снята или погашена судимость работника поставщика (подрядчика, исполнителя).
В новой редакции Инструкции к этим основаниям добавлены следующие:
– в МАРТ представлены документы и (или) сведения, подтверждающие, что уклонение победителя процедуры от заключения договора либо расторжение договора с ним было обусловлено изменением курса белорусского рубля более чем на 20%;
– представлено документальное подтверждение того, что неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора было вызвано обстоятельствами непреодолимой силы, наличие которых засвидетельствовано БелТПП или иным уполномоченным органом;
– в МАРТ направлена копия решения суда о признании недействительным решения о выборе участника-победителя;
– включенный в реестр субъект оказался единственным отечественным производителем определенного товара (работы, услуги).
Напомним, что при проверке контрагента обычно рекомендуется проверять и то, не включен ли он в вышеуказанный реестр.
Постановление № 24, которым Инструкция изложена в новой редакции, вступило в силу с 19 апреля 2023 г.