Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №33(2727) от 30.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2542
EUR:
3.4864
RUB:
3.4893
Золото:
245.15
Серебро:
2.89
Платина:
95.84
Палладий:
101.49
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Вечное обновление: какие новшества готовят системе образования

Фото: pixabay

Постановлением Совмина от 30.11.2021 № 683 утверждена Концепция развития системы образования Беларуси до 2030 г. Документ определяет основные направления совершенствования данной сферы. Остановимся на инициативах, касающихся высшего, профессионального образования, а также дополнительного образования и переподготовки кадров – на том, что ближе всего нанимателям.

Вузы: больше практики

Основными задачами для высшего образования определены повышение качества практико-ориентированной подготовки специалистов, взаимодействия с заказчиками кадров; формирование инновационной инфраструктуры университетской науки, повышение результативности научно-исследовательской деятельности в УВО; повышение конкурентоспособности национальной высшей школы на международном уровне.

Для этого обещано создание новых и развитие действующих элементов инновационной инфраструктуры вузов (технопарки, центры трансфера технологий), актуализация учебных программ «в соответствии с изменяющимися потребностями экономики и социальной сферы с учетом мировых тенденций в сфере высшего образования», более узкая специализация научных исследований, увеличение удельного веса направлений и специальностей с обучением на иностранных языках, количества программ в сотрудничестве с зарубежными вузами, реализация международных научных и образовательных проектов.

Образовательные стандарты обещают ежегодно обновлять не менее чем на 10%. До 2025 г. должны быть разработаны и внедрены новые правовые акты в сфере регулирования дистанционной формы образования, сетевого обучения, должны развиваться и элементы бизнес-­образования.

Разработчики рассчитывают на реализацию программы Всемирного банка по модернизации белорусского высшего образования.

До 2030 г. запланирована «оптимизация системы трудоустройства выпускников».

Цифра: в 2020/2021 учебном году в стране функционировали 42 государственных и 8 частных учреждений высшего образования, из них 34 университета, 9 академий и 7 институтов. Здесь обучалось более 263 тыс. человек.

Профобразование – все в колледжи

В профессионально-техническом и среднем специальном образовании упор будет делаться на развитие непрерывного образования рабочих и служащих.

Структуру ссузов и ПТУ ожидает оптимизация, образовательные стандарты – обновление, учащихся – развитая сеть «центров компетенций». Запланировано увеличение количества предприятий и организаций всех форм собственности, участвующих в заказе на подготовку кадров, усовершенствование подготовки педагогических кадров для учреждений образования.

Среди новаций в перспективе также переход на единый вид учреждения профессионального образования – колледж, затем – создание ведущих колледжей по видам экономической деятельности, внедрение механизмов независимой итоговой аттестации по результатам освоения образовательных программ.

Должны появиться НПА, регламентирующие систему управления качеством профессионального образования на основе критериев и показателей, позволяющих определять эффективность деятельности колледжей и органов управления образованием. Образовательные программы также должны обновляться ежегодно на 8–9%.

Цифра: в 2020/2021 учебном году 171 учреждение образования реализовывало программы профессионально-технического образования (из них 127 – собственно учреждения ПТО). Образовательные программы реализовывали 193 учреждения среднего специального образования (из них 110 – собственно учреждения ССО). На уровне ПТО обучалось 60,8 тыс. человек, на уровне ССО – 110,4 тыс.

Допобразование – больше неформальности

В системе дополнительного образования взрослых должен усиливаться практико-ориентированный подход при реализации программ повышения квалификации и переподготовки кадров. Другой целью в документе обозначено определение роли и места неформального образования взрослых.

Здесь также запланированы изменение нормативно-правовой базы с акцентом на внедрение элементов бизнес-образования, разработка профессионального стандарта дополнительного образования взрослых, привлечение представителей заказчиков кадров к разработке, оценке и реализации учебных программ, внедрение сетевого обучения.

Отдельное перспективное направление – адаптация на практике образовательных программ для взрослого населения (55 лет и старше) в институтах повышения квалификации, включая обучение основам предпринимательской деятельности.

До 2030 г. обещана разработка открытых образовательных ресурсов для взрослых, а в целом – совершенствование национальной системы оценки качества образования.

Подчеркивается, что дополнительное образование взрослых в мире становится основным связующим звеном между системой профессионального образования и рынком труда, обеспечивая непрерывную адаптацию выпускников учреждений профессионального образования к постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям. Необходимо учитывать, что во многих странах неформальное образование учитывается при трудоустройстве.

Цифра: программы дополнительного образования взрослых в Беларуси реализуют 400 различных учреждений и организаций. Наиболее востребованы из них программы повышения квалификации и переподготовки кадров.

***

В целом разработчики программы ставят перед системой образования задачи по повышению ее конкурентоспособности, «приданию большей устойчивости государству в условиях экономических и социальных трансформаций».

Работникам же и высшей школы, и профессионального, и дополнительного образования на этом фоне стоит готовиться к «оптимизации численности».

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений