Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №33(2727) от 30.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2542
EUR:
3.4864
RUB:
3.4893
Золото:
245.15
Серебро:
2.89
Платина:
95.84
Палладий:
101.49
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Смягчить санкционный удар призван новый Указ

Фото: pexels.com

19 марта на Национальном правовом интернет-портале официально опубликован Указ от 14.03.2022 № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики». Ключевая цель, которую ставит перед собой документ, – повышение внутренней устойчивости экономики, обеспечение макроэкономической и бюджетной стабильности в условиях беспрецедентного санкционного давления.

Принцип избирательной поддержки

Указ № 93 предусматривает комплекс мер, включающих оказание поддержки реальному сектору экономики, сохранение сбалансированности бюджета и реализацию ответных мер на недружественные действия отдельных стран.

Принимать решения о применении конкретных мер поддержки будет Совмин, наделяемый всеми необходимыми полномочиями в инвестиционной, бюджетно-финансовой и налоговой сферах, чтобы более оперативно решать такие вопросы, не выходя на уровень главы государства.

О каких способах поддержки идет речь? Минфин в разъяснении на своем сайте сообщает о возможности изменения сроков уплаты дивидендов за 2021 год, определения особенностей уплаты НДС и акцизов при реализации белорусских нефти и нефтепродуктов, изменения сроков уплаты налогов, сборов (пошлин), иных платежей в бюджет, размера платы за предоставление государственных гарантий по кредитам, выдаваемым белорусскими банками, размера базовой арендной величины, переноса приходящихся на 2022 год сроков исполнения обязательств по бюджетным ссудам (зай­мам), исполнению гарантий правительства, сохранения государственной поддержки и т.д.

Для помощи экспортерам, имеющим обязательства по кредитным договорам, Указом № 93 предусматривается возможность неприменения к ним штрафных санкций со стороны банков, если первые не смогут подтвердить целевое использование кредитных средств из-за военно-политической обстановки на территории страны-контрагента при условии уплаты экспортером процентов по экспортным кредитам в полном объеме.

При этом сообщается, что меры поддерживаться в первую очередь будут те отрасли и предприятия, которые оказались под наиболее серьезным влиянием негативных факторов, т.е. в первую очередь тем, кто попал под прямые санкции.

Как прокомментировал эту часть НПА министр финансов Юрий Селиверстов, «такие меры будут применяться не ко всем предприятиям», поскольку «освободить всех подряд от всех платежей – такой цели не ставится, надо помочь тем, кто попал в трудную ситуацию». Несмотря на то, что, по словам министра, речь идет не только об экспортерах, но и предприятиях, ориентированных на внутренний рынок, нет никаких сомнений, что помощь будет осуществляться по избирательному принципу с акцентом на предприятия госсектора, попавшие под прямые санкции.

Частному сектору, скорее всего, придется рассчитывать в основном на собственные силы, за исключением предприятий, реализующих продукцию на экспорт или производящих импортозамещающую продукцию.

Курсовые разницы снова разрешили «оставить на завтра»

В целях недопущения резкого ухудшения финансовых показателей субъектов хозяйствования и минимизации негативного влияния колебаний курса белорусского руб­ля на их деятельность в условиях неблагоприятной геополитической обстановки на три года продляется действие Указа от 12.05.2020 № 159 «О пересчете стоимости активов и обязательств». Это означает, что теперь коммерческие организации смогут относить курсовые разницы, возникшие при пересчете стоимости активов и обязательств, выраженных в валюте, на доходы (расходы) будущих периодов, «размазывая» их на три последующие года.

Данная норма документа – одна из немногих, извлечь пользу из которой может и частный бизнес, – для того, чтобы не допустить резкого ухудшения финансовых результатов вследствие переоценки активов и обязательств в иностранной валюте, например, эмитентам валютных облигаций, о которых мы писали в прошлом номере. Однако применение Указа № 159 предприятиями искажает информацию об их текущем финансовом состоянии и делает сложным его объективную оценку для целей предоставления кредита или регистрации нового выпуска ценных бумаг.

Отдельные положения Указа № 93 направлены на нивелирование негативных последствий для государственных финансов и обеспечения сбалансированности бюджета в условиях высокой волатильности рынков капитала. Прежде всего речь идет о мерах по оптимизации и сокращению не первоочередных расходов республиканского и местных бюджетов для того, чтобы компенсировать сокращение бюджетных поступлений.

Как сообщил Юрий Селиверстов, Министерство финансов намерено пересмотреть план по дефициту бюджета. Правда, сообщать конкретные цифры не стал, сославшись на необходимость уточнения доходов и пересмотра расходов бюджета.

Вместе с тем министр подчеркнул, что простым гражданам переживать не о чем, поскольку все социальные обязательства перед гражданами будут выполнены. 

«Мы понимаем, что есть ряд расходов, которые не связаны с выплатами гражданам, приобретением оборудования и предметов первой необходимости. Речь идет о проведении ремонтов, покупке инвентаря, мебели и автомобилей для организаций. Сейчас важно завершить начатые работы, а от новых временно отказаться».

Таким образом, речь скорее идет о прекращении финансирования отдельных неприоритетных проектов, например, включенных в Государственную инвестиционную программу. Что касается уровня оплаты труда, Юрий Селиверстов поделился предположениями, что он и далее будет расти. 

«С точки зрения оплаты, традиционно кроме как увеличения ждать вряд ли стоит. Потому что в нашей стране всегда, когда наблюдается рост инфляции, он сопровождается компенсационными мерами. Поэтому ожидать снижения оплаты труда не стоит».

Таким образом, сокращение расходов бюджета в первую очередь угрожает сокращением финансирования проектов капитального характера. Что же касается социальных расходов, они по-прежнему остаются приоритетным направлением для госбюджета.

Око за око как принцип контрсанкционной политики

Указ № 93 не только предусматривает затягивание поясов в бюджетной сфере, но и содержит перечень ответных мер, которые могут применяться для противодействия санкционному давлению со стороны отдельных государств. Так, в случае введения новых ограничительных мер (в т.ч. «замораживание» реализуемых на территории РБ инвестиционных проектов, приостановку их финансирования, лишение технической возможности проведения расчетов по государственному долгу в иностранной валюте) Минфину, банкам-агентам, иным юридическим лицам предоставляется право по решению Совмина обеспечивать исполнение обязательств перед такими странами в национальной валюте.

Как будет работать новая система, объяснил Юрий Селиверстов

«Сейчас некоторые контрагенты принимают решения об отключении наших банковских учреждений от системы проведения платежей либо перестают работать с нашим Нацбанком для проведения платежей. Эти меры не могут не отра­зиться на возможности осуществления платежей и транзакций. Раз в результате этих мер мы не можем перевести ресурсы в валюте, которая нужна нашим контрагентам, а перед нами есть обязательства осуществлять платежи, то нам предоставлено право осуществить эти платежи в белорусских рублях. Выплата белорусскими рублями будет осуществляться по курсу на дату осуществления платежа». 

Конкретный порядок осуществления подобных расчетов пока прорабатывается министерством финансов.

Таким образом, белорусские законодатели взяли на вооружение практики, которые начала применять Россия в качестве ответных мер на введение санкций, в первую очередь, в финансовой сфере. Однако не обошлось и без «оригинальных» решений. Например, введение по решению Совмина «сбора» за досрочное расторжение договоров (кредитных, арендных и т.п.), инициированное иностранными организациями или гражданами из государств, принявших решение о введении специальных мер (санкций) в отношении белорусских юридических и физических лиц.

Еще одним «противовесом» в арсенале Беларуси может стать приостановление исполнения международных соглашений об избежании двойного налогообложения адресно к тем странам, которые ввели санкционные ограничения. Кроме того, планируется принять ряд мер, направленных на предотвращение вывода капитала из страны.

О них журналистам также рассказал Юрий Селиверстов: 

«Если вы заявляете, что по каким-то идейным соображениям не хотите работать на нашем рынке и сворачиваете свои производства, планируете забрать свои ресурсы и уйти, правительство вправе установить дополнительное налогообложение на те доходы, которые вы хотите вывести за границу. Либо запретить совершение сделок по выкупу долей. Если учредитель или акционер говорит: выкупайте мою долю, отдавайте деньги и я во что бы то ни стало ухожу – либо на это будет установлен дополнительный налог, либо определен некий запрет в 2022 г. на регистрацию таких сделок». Как подчеркнул министр, эти защитные, барьерные меры «не позволят просто бросить всю работу и вывести деньги за границу».

К сожалению, Юрий Селиверстов так и не объяснил, в каких случаях вывод прибыли может считаться законным правом инвестора и не означает ли принятие нового НПА фактическое введение разрешительного принципа на отчуждение имущества и движение капитала. В любом случае анонсирование данных ограничений может означать, что все усилия по формированию положительного имиджа нашей страны пошли прахом.

Справка «ЭГ». По данным Белстата, экономический рост Беларуси в феврале резко замедлился. Если по итогам января прирост ВВП составил 2,7% в сопоставимых ценах, то за январь-февраль прирост составил всего 1,2% к аналогичному периоду прошлого года. Это означает, что в феврале белорусская экономика забуксовала и не смогла сохранить динамику, показанную в январе. При этом свежий обзор Центробанка России говорит о падении российского ВВП по итогам текущего года на 8% и вероятности символического роста в 1% по итогам 2023 г. С учетом тесных связей белорусской и российской экономик снижение ожидает и нашу страну. По оценкам специалистов, уже в марте-апреле прирост ВВП Беларуси может вплотную приблизиться к отрицательным значениям.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений