Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Торгово-промышленные палаты Германии как представители интересов бизнеса

Валерий Фадеев. Фото: Bel.biz

Роль торгово-промышленных палат в экономике Германии чрезвычайно велика. Неслучайно все нормативные акты, касающиеся малого и среднего предпринимательства, должны в обязательном порядке согласовываться с ними. О деятельности этих организаций рассказывает заслуженный юрист Беларуси Валерий ФАДЕЕВ.

Торгово-промышленные палаты Германии (ТПП) являются самоуправляющимися организациями публично-правового характера. Их главная задача состоит в представительстве общих интересов частных предприятий в пределах своего региона, кроме того, они оказывают различные услуги входящим в их состав предприятиям-членам.

Участие в ТПП в соответствии с законом обязательно для всех предпринимателей, филиалов организаций с местонахождением вне соответствующего региона, а также для иностранных предприятий.

Исключение делается лишь для ремесленников и лиц, занимающихся сходными с ремеслом промыслами. Эти субъекты объединяются в ремесленные палаты, построенные на тех же организационных принципах, что и ТПП.

Таким образом, немецкое государство заинтересовано в том, чтобы бизнес был организованно представлен на всех уровнях. Конечно, можно было бы поспорить насчет обязательного членства, но, учитывая задачи и функции ТПП, историю их формирования, такое решение представляется абсолютно правильным. Деятельность организаций финансируется за счет обязательных членских взносов, ставки которых определяются в зависимости от уровня производительности предприятий. Такой подход позволяет учитывать интересы всех групп предпринимателей, и уплата взносов не является разорительной для мелкого бизнеса.

Кстати, в свое время некоторые представители белорусских бизнес-объединений, ссылаясь на немецкий опыт, ставили вопрос о введении обязательного членства, но на законодательном уровне эта инициатива не была реализована.

Всего в немецких торгово-промышленных палатах состоит около 2 млн 150 тыс. предприятий-членов.

Все ТПП страны объединены в Торгово-промышленный комитет Германии (DIHT). Он содействует тому, чтобы германские внешнеэкономические интересы были представлены и учтены как на федеральном, так и на международном уровне, в т.ч. в Евросоюзе. Комитет осуществляет поддержку отдельных палат в их работе с компаниями и координирует деятельность внешнеторговых палат ФРГ. В данном случае мы видим вроде бы некую бюрократическую надстройку, но, учитывая ее статус и выполняемую работу, следует подчеркнуть, что это – нужный и полезный орган.

Территориальный принцип организации с охватом всей территории Германии позволяет ТПП учитывать и отражать специфику отдельных регионов и отраслей, а также экономическую структуру страны в целом. Следует сказать, что палаты полностью независимы в кадровом, финансовом и организационном отношениях. Гос­органы осуществляют надзор за ними только в правовом аспекте, а вмешиваться в их деятельность могут лишь в тех случаях, когда речь идет о нарушениях действующего законодательства.

В то же время ТПП выступают в качестве постоянных экспертов в работе судебных и административных органов. Они участвуют в ведении Торгового реестра, проводят экспертизу торговых правил, правил внедрения на рынках торговых марок, а также следят за соблюдением межфирменного права.

Еще одна важная функция – проведение оценки платежеспособности предприятий для получения кредитов. Такие полномочия, на первый взгляд, могут показаться несколько странными, но на самом деле это повышает гарантии прав предприятий. Всем известно, что банки проводят оценку заемщиков, которые обращаются за кредитами. Но далеко не всегда финансово-кредитные организации обладают для этого необходимой информацией, в связи с чем их оценка не всегда объективна. Наличие же своего рода арбитра в виде ТПП помогает принять более беспристрастное и справедливое решение.

В судебных производствах в функции ТПП входит подготовка предписанного законом заключения о возможностях предотвращения банк­ротства.

Помимо информационного и справочного обслуживания, предприятиям предоставляются консалтинговые услуги по вопросам внешнеэкономической деятельности, инновационным, инвестиционным и другим проблемам.  

На ТПП Германии возложены также и некоторые административные функции: работа согласительных органов по разрешению споров в сфере конкуренции, подготовка многочисленных правовых экспертиз продукции и т.д.

Во внешнеэкономической деятельности торгово-промышленные палаты участвуют в оформлении свидетельств о происхождении товара, коммерческих счетов и справок для внешнеэкономических связей. ТПП Германии являются членом одного из международных объединений гарантов исполнения таможенных обязательств, а также оформляют книжки АТА (Общего тарифного указателя) для временного вывоза. Через свою головную организацию DIHT они оказывают влияние на экономическую политику правительства Германии, поскольку мнение DIHT всегда запрашивается и учитывается при подготовке связанных с экономикой законопроектов и постановлений – как федеральными министерствами, разрабатывающими соответствующий проект, так и комиссиями Бундестага.

ТПП оказывают помощь и консультируют своих членов по технологическим и научно-исследовательским проблемам; предоставляют технических консультантов; осуществляют информационное посредничество на основе баз данных интернета; предоставляют выставочные площади для экспозиции фирм на совместных стендах на выставках технологий и т.д.

То есть зачастую эти структуры выполняют функции, которые у нас, например, возложены только на государственные органы. Сложившаяся практика подтверждает высокий уровень доверия со стороны государства и подчеркивает значение ТПП для экономики.

Статья подготовлена с использованием материалов Представительства немецкой экономики в Москве.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений