Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ТОП-5 способов снизить налоговые риски

Фото: freepik.com

Волнующая многих тема доначисления налогов продолжает активно обсуждаться на бизнес-встречах. Какие механизмы, позволяющие избежать фискальных проблем, существуют сейчас у добросовестных субъектов хозяйствования? Разбираемся далее с экспертами.

Зона риска

На днях в «АльфаХабе» в ходе семинара рассматривалась тема «дробления» бизнеса. Присутствовавшие в зале представители деловых кругов активно задавали вопросы и интересовались, в каких случаях создание нескольких юрлиц одними и теми же бенефициарами может породить требование проверяющих органов о доначислении налогов.

pochebyt_.jpg
      Алексей Почебыт

Эксперт по вопросам налогообложения, руководитель отдела ликвидации ООО «Правовая компания «Графис» Алексей Почебыт обратил внимание на ряд признаков, которые могут указывать, что группа компаний создана для минимизации налогов.

Один из них – взаимозависимость бенефициаров и лиц, принимающих управленческие решения, выполнение одними и теми же сотрудниками аналогичных функций в разных компаниях.

Кроме того, на «дробление» с целью минимизации налогов может указывать регистрация юрлиц по одномe адресу, работа через единый IP-адрес, пересечение основных поставщиков и покупателей, открытие расчетных счетов в одном банке.

Также явным признаком «дробления» является то, что аффилированные субъекты применяют упрощенные (по сути, льготные) режимы налогообложения, и в совокупности их выручка превышает лимит, допустимый для применения особого налогового режима.

Соответственно, когда такие факты выявляются контролирующими органами, доначисление налогов, уплата пени и штрафа – неизбежный сценарий развития событий.

Однако «дробление» бизнеса – далеко не единственное возможное налоговое правонарушение.

Показательные кейсы

Разговор на бизнес-мероприятии ожидаемо вышел за рамки заявленной темы, участников также интересовали иные случаи, когда субъекты хозяйствования могут столкнуться с фискальными проблемами.

Оказалось, они могут появиться в тот момент, когда… бизнес закрывается. Дело в том, что на этапе ликвидации проводится налоговая проверка и иногда выявляются факты, когда имущество организации продавалось владельцам по символической стоимости.

Собственники бизнеса любят продавать себе имущество по бросовым ценам, уплачивать налог с этой величины, а не с рыночной стоимости имущества. Это довольно частое нарушение, рассказал А. Почебыт.

Когда такие факты вскрываются, бенефицирам бизнеса приходится доплачивать налоги и нести прочие расходы (пени и штрафы).

Но опять-таки это далеко не единственное основание для доначисления налогов. По наблюдениям экспертов, в ряде случаев недоимка возникает, когда проверяющие органы приходят к выводу, что понесенные юрлицом затраты являются неправомерными для целей налого­обложения, соответственно, они исключаются из состава затрат и доначисляются налоги.

Так, например, происходит, когда компания заказывает сторонние услуги, однако не имеет документов, подтверждающих, что соответствующие затраты были реально необходимы для коммерческой деятельности. Стоит иметь в виду, что из состава затрат компании могут быть исключены даже юруслуги, если они оказывались в личных интересах владельцев бизнеса и не были обусловлены производственной необходимостью юрлица.

Довольно распространенное нарушение, о котором рассказывают многие, – создание белорусским юрлицом аффилированной структуры за границей, например, для упрощения процедуры заключения сделок на территории РФ. Однако если зарубежная «дочка» начинает получать приличную прибыль, такая практика иногда трактуется как занижение налогооблагаемой базы материнской структуры (белорусского юрлица) со всеми вытекающим последствиями.

Взгляд эксперта

Примеров налоговых нарушений появляется все больше, и они в т.ч. говорят о том, что даже добросовестные субъекты хозяйствования (по незнанию) могут столкнуться с фискальными вызовами.

Как бизнесу снизить вероятность соответствующих проблем?

sapego.png
            Елена Сапего

Елена Сапего, руководитель отдела налоговой и трудовой практики ООО «Степановский, Папакуль и партнеры. Юридические услуги» перечислила «ЭГ» 5 способов, позволяющих бизнесу существенно снизить налоговые риски:

– Последние годы показали и доказали, что ситуации, когда субъекты хозяйствования сознательно выстраивают схемы для снижения налоговой нагрузки, выявляются. Поэтому правило первое – необходимо отказаться от любых хозяйственных операций, когда основная их цель – уменьшение налогооблагаемой базы.

Правило второе – в обязательном порядке проводить до продажи независимую оценку рыночной стоимости движимого и недвижимого имущества, которое организация планирует продавать, например, собственникам бизнеса. Распространенная практика говорит о том, что если документов, подтверждающих рыночную стоимость актива (например, автомобиля), нет, то в случае его продажи риск доначисления налогов существенно возрастает.

Третье – следует обращать особое внимание на наличие необходимых документов, подтверждающих возможность отнесения расходов к затратам для целей налогообложения.

Что это означает? Если компания заказывает сторонние услуги, она должна иметь возможность документально обосновать, что такие расходы ей необходимы. Соответственно, когда оплачены «консультационные», «маркетинговые», «юридические услуги», то в обязательном порядке должны быть отчеты, подтверждающие, что такие расходы понесены в интересах организации, а не, например, собственников бизнеса.

При этом стоит иметь в виду, что если в должностные обязанности работников входит, например, проведение маркетинговых исследований, то расходы на заказ аналогичной услуги у сторонней организации с высокой долей вероятности могут быть исключены из состава затрат.

Четвертое правило касается создания и функционирования аффилированных структур за рубежом. К этому нужно подходить максимально внимательно. Порой белорусские компании вынуждены создавать такие «дочки», например, для участия в российских закупках, а также для упрощения расчетов с контрагентами из РФ.

Соответственно, если «дочерние» структуры за рубежом выполняют только технические функции, фискальных проблем быть не должно. Однако когда иностранная «дочка» белорусской компании получает заметную прибыль, появляются серьезные риски для материнской структуры, которая может быть обвинена в занижении налогооблагаемой базы на территории Беларуси.

Наконец, пятое правило касается случаев соблюдения различных НПА. Если субъект хозяйствования планирует хозоперацию, но не уверен, как ее правильно юридически оформить и отразить в учете, то до сделки желательно проконсультироваться (с аудиторами, юристами, адвокатами, налоговыми консультантами).

Во многих случаях этого может быть достаточно. Но если и после таких консультаций остаются спорные вопросы и сомнения, желательно обращаться в налоговые органы для получения официального разъяснения по конкретной си­туации.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by