С 2 июля изменяются условия железнодорожных перевозок грузов и пассажиров
Теперь в законодательстве закреплен перечень оснований для отказа в приеме заявки на перевозку груза.
Постановлением Совмина от 29.06.2022 № 415 внесены изменения в Устав железнодорожного транспорта общего пользования, утв. постановлением от 02.08.1999 № 1196 (далее – Устав).
Одна из наиболее значимых новаций – определение случаев, в которых перевозчик может отказать в согласовании заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом (далее – заявка). Ранее Устав предусматривал, что перевозчик не имеет права не принять заявку при наличии возможности для транспортирования груза.
Теперь же к основаниям отказа в согласовании заявки отнесли:
– прекращение или ограничение погрузки и перевозки грузов по маршруту следования груза ввиду действия непреодолимой силы и в иных случаях, предусмотренных в п. 38 Устава;
– несоответствие сведений, указанных в заявке, правилам перевозок грузов;
– несоответствие вагонов, контейнеров, указанных в заявке, обязательным для соблюдения требованиям технических НПА в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
– несоответствие груза, указанного в заявке, техническим требованиям, предъявляемым к процессу железнодорожной грузоперевозки, в т.ч. установленным габаритам погрузки;
– указание в заявке станции отправления или назначения, которая не открыта для перевозки грузов;
– отсутствие особых условий перевозки груза в случаях, предусмотренных п. 64 Устава (т.е. когда особых условий требуют свойства или состояние груза), а также международными соглашениями;
– отсутствие условий перевозки негабаритных грузов и грузов, перевозимых на транспортерах, в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов и международными соглашениями;
– несоответствие (превышение) указанных в заявке объема груза, иных сведений о перевозке груза пропускным способностям участков инфраструктуры и (или) перерабатывающим способностям железнодорожных станций по маршруту следования груза;
– отсутствие у перевозчика соответствующего типа вагонов, контейнеров перевозчика или их недостаточное количество для выполнения заявки;
– отсутствие у перевозчика согласования заявки перевозчиками иностранных государств в случаях, когда заявка на перевозку подлежит такому согласованию по международным соглашениям.
Кроме того, Устав дополнен положением о том, что, если груз должен перевозиться в специализированных, а не универсальных вагонах, то их наличие обеспечивает грузоотправитель. Перевозчик может предоставлять под погрузку собственные специализированные вагоны при их наличии и имеющейся технической возможности.
Постановлением № 415 также:
– уточнена терминология, используемая в Уставе;
– скорректирован порядок выдачи перевозчиком бланков перевозочных документов и заявок;
– изменены подходы к взиманию платы за пользование вагонами, контейнерами перевозчика, а также за нахождение и простой вагонов и контейнеров грузоотправителей, грузополучателей на железнодорожных станциях, в т.ч. в случаях, когда такие нахождение и простой вызывают технологические затруднения на станциях;
– предусмотрены другие изменения, направленные на совершенствование порядка организации перевозок грузов, пассажиров и багажа.
Постановление № 415 вступило в силу с 02.07.2022.