Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2339
EUR:
3.4717
RUB:
3.5067
Золото:
241.08
Серебро:
2.85
Платина:
94.2
Палладий:
102.83
Назад
Итоги
16.02.2024 9 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №13(2707) от 16.02.2024
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Инфляция напоминает о себе новым витком роста цен

Фото: freepik.com

Данные IV квартала 2023 г. показывают, что Нацбанку и Сов­мину удалось удержать инфляцию в заданных пределах и существенно замедлить дальнейшее удорожание товаров и услуг. Однако инфляция сдаваться не спешит: в декабре 2023 г. прирост потребительских цен в годовом выражении ускорился до 5,8%.

Минус дефляционные месяцы плюс рост цен

Одним из ключевых факторов, повлиявших на увеличение темпов инфляции, стало исключение из расчетной базы инфляции дефляционных месяцев, образовавшихся после введения ценового регулирования. Напомним, что введение первых нормативных актов, направленных на ограничение роста цен, позволило получить в октябре-ноябре 2022 г. дефляцию (т.е. снижение цен) в 2,1%. Несмотря на то, что дефляционные месяцы окончательно исключены из расчетов, на них все еще влияют месяцы с низким значением инфляции, поэтому данный фактор и дальше будет продолжать оказывать повышательное воздействие на ИПЦ, пусть и не так значительно.

Еще одним значимым проинфляционным фактором стало расширение потребительского спроса, а также возросшие инфляционные ожидания населения. Согласно опросу, проведенному Нацбанком в декабре 2023 г., ожидаемая населением в следующие 12 месяцев инфляция составила 11,5%, (в сентябре – 11,2%), ощущаемая инфляция – 11,7% (в сентябре – 11,3%).

Внешним проинфляционным фактором выступили повышенные темпы роста потребительских цен в РФ, которые из-за ослабления белорусского рубля к российскому привели к переносу высокого инфляционного фона из соседнего государства в Беларусь. То же касается импорта и валютной составляющей.

Как показывает статистика, за прошлый год белорусский рубль ослаб к корзине основных валют на 1,7% (в т.ч. за IV квартал 2023 г. – на 1,4%): к доллару США – на 24%, китайскому юаню – на 21,4%. По отношению к российскому рублю отечественный рубль укрепился порядка 10,5% за год, а в IV квартале ослаб на 3,7%, что позволило несколько нивелировать инфляционное давление на внутренний рынок Беларуси от импорта российских товаров.

Давление курса иностранной валюты может ощущаться не так сильно, поскольку Белстат традиционно включает в расчетную базу как оте­чественные, так и импортные товары даже по тем товарным группам, где преобладают товары иностранного происхождения, однако для социальных групп, которые потреб­ляют много импортных товаров, персональная инфляция будет ощущаться выше, чем средняя по опросам регулятора.

Таким образом, повышенный инфляционный фон возвращается в Беларусь, несмотря на сохранение мер ценового регулирования. Как и предупреждали эксперты, административные способы позволили сбить инфляцию в острой фазе, однако затянули процесс ее естественного снижения за счет соотношения спроса и производства, которое пока складывается не в пользу последнего. В IV квартале 2023 г. интенсивность инфляционных процессов увеличилась. Базовая инфляция в годовом выражении выросла в IV квартале 2023 г. до 5,5 % с 3% в III квартале. Годовая базовая инфляция в декабре 2023 г. составила 3,8%, трендовая инфляция – 4,7%. Средняя интенсивность прироста потребительских цен в декабре повысилась до 5,1%. Ситуацию осложняет то обстоятельство, что Нацбанк старается обеспечить как можно более плавный переход к сворачиванию кредитного стимулирования, что будет способствовать дальнейшему развитию инфляционных процессов.

Сравнение не только в нашу пользу

Конечно, Беларусь благодаря действующей системе ценового регулирования все еще остается страной с одним из самых низких темпов инфляции в регионе, но уже не самым низким. В Казахстане прирост ИПЦ за 2023 год составил 9,8%, РФ – 7,4%, Киргизии – 7,3%. А вот в Армении по итогам года зафиксирована дефляция в 0,6%, т.к. страна еще раньше взяла курс на снижение внешнего ценового давления и реализацию жесткой денежно-кредитной политики.

Следует учитывать, что повышенный инфляционный фон во всем остальном мире постепенно приходит в норму. Это хорошо видно по изменению мировых цен на продовольствие, которые в 2023 г. продолжили снижаться. Так, мировые цены на продовольствие уменьшились на 11,6%, в т.ч. на мясо – на 3,5%, молоко – на 17,4%, злаки – на 18%, масло – на 16,8%; цены на чай снизились от 5,8 до 9,2%, рапсовое масло – на 19,8%, подсолнечное масло – на 23,5%, кукурузу – на 31,7%, хлопок – на 10,3%, удобрения – от 9,8 до 49,2%.

Снижение мировых цен – не единственный признак снижения инфляции в развитых странах. Так, в еврозоне по итогам 2023 г. инфляция составила 2,9%, в Польше – 6,2%, Литве – 1,6%, Латвии – 0,9%. В Беларуси же наблюдается эффект отложенной инфляции, при этом с учетом того, что ценовое регулирование уже затронуло ключевые аспекты формирования цен, получить такой же быстрый результат вряд ли получится.

Регулируемые тарифы тянут инфляцию вверх

Как отмечает МАРТ, большинство товаров и услуг в прошедшие 12 месяцев увеличивались в цене умеренными темпами. Больше уровня годовой инфляции подорожали позиции, цены и тарифы на которые подвержены курсовым колебаниям. Это, например, фрукты (+19,7%), международный железнодорожный транспорт (+27,7%), воздушные перевозки (+15,6%), туристические услуги (+25,3%), овощи (+27,1%).

Как и прежде, цены на продукты питания росли опережающими темпами по сравнению с ценами на товары непродовольственной группы (на 6,8% и 2,9% соответственно). Однако главным драйвером роста инфляции неожиданно стали административно регулируемые цены в связи с повышением тарифов на отопление, увеличением стоимости услуг высшего и среднего образования, а также дальнейшим удорожанием табачных изделий и лекарственных препаратов. В целом прирост административно регулируемых цен (тарифов) в годовом выражении составил в декабре 2023 г. 8,9%. Фактически по значению данного показателя Беларусь откатилась на уровень марта 2023 г.

Среди постоянно регулируемых цен (тарифов) опережающими темпами повышены цены на табачные изделия – на 63,3% и крепкие алкогольные напитки – на 16,5%, что вызвано изменением ставок акцизов из-за необходимости их гармонизации с Россией. Выросли цены на лекарственные препараты – на 13,4%, стоимость дошкольных учреждений – на 11,1%, ЖКУ – на 8,7%, пассажирские ж/д перевозки регионального и межрегионального сообщения – на 20,8% и 19,6% соответственно, высшее образование – на 14%.

Прирост цен на плодоовощную продукцию в годовом выражении также ускорился и составил в декабре 2023 г. 18,5%. В наибольшей степени за 12-месячный период увеличились цены на овощи за счет удорожания как отечественных, так и импортных овощей, т.е. традиционного сезонного фактора.

***

Несмотря на то, что на фоне высоких значений 2022 г. текущее значение инфляции не кажется большим, недооценивать ускорение данных процессов нельзя, особенно на фоне замедления инфляции в других странах. То, что инфляция начала расти в условиях действующей системы ценового регулирования, говорит о накоплении макроэкономических дисбалансов.

В то же время Нацбанк замечает их и дает отчетливые сигналы о грядущей смене приоритетов в монетарной политике, хоть и старается предоставить достаточно времени реальному сектору экономики, чтобы предприятия смогли адаптироваться к развороту цикла. Однако не исключено, что уже в ближайшие месяцы регулятору придется действовать более решительно, чтобы сохранить контроль над ситуацией.


Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by