Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №34(2728) от 03.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2354
EUR:
3.4633
RUB:
3.492
Золото:
239.49
Серебро:
2.75
Платина:
98.61
Палладий:
97.99
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Во власти Россельхознадзора: белорусские предприятия продолжают попадать под блокировки поставок на российский рынок

Фото: freepik.com

На фоне снижения объемов поставок сырьевых товаров в 2022 г. в Беларуси выросла доля экспорта продовольствия и сельхозсырья, достигнув 8,3 млрд USD, что составляет 22% от общего объема экспорта. Около 70% данных поставок отправлено на рынок РФ, остающийся основным для белорусских товаров. Объем экспорта мог оказаться больше, если бы не ветеринарные ограничения. Старая проблема допуска белорусской продукции на российский рынок не теряет актуальности.

Отсутствие диверсификации ведет к зависимости

В 2019 г. мы неоднократно писали об ограничениях, вводимых на поставки белорусской продукции Россельхознадзором. Потребовалось вмешательство высших должностных лиц союзных государств, чтобы в преддверии принятия программы по дальнейшему углублению интеграции Россельхознадзор 4 декабря 2019 г. снял ограничения на поставку продукции в отношении 32 белорусских предприятий. Но судя по всему, сближение наших стран на фоне введения санкций не привело к устранению сложностей – надзорный орган соседей активно мониторит белорусские продовольственные товары и при выявлении малейших нарушений вводит усиленный лабораторный контроль, а вслед за тем ограничивает ввоз продукции.

Особую актуальность эта проблема обрела после введения ценового регулирования и усиления контроля за ценами на внутреннем рынке, поскольку для многих белорусских производителей возможность поставки их продукции на российский рынок напрямую увязана с обеспечением финансовой устойчивости.

Наиболее яркий пример – ОАО «Туровский молочный комбинат». В августе 2023 г. стало известно, что предприятие не смогло выполнить обязательства по своевременному погашению облигаций из-за введенного с 12.04.2023 по 11.07.2023 запрета на поставки продукции в РФ, объем которых до ограничений составлял 75% от всех продаж комбината. Безусловно, главная причина произошедшего связана не столько с приостановкой поставок, сколько с высокой долговой нагрузкой ОАО. Ограничение со стороны Россельхознадзора окончательно подорвало финансовое здоровье предприятия, и лишь восстановление отгрузок позволяет рассчитывать на исправление ситуации в ближайшие месяцы.

Пример с Туровским комбинатом показывает, насколько белорусские предприятия могут быть зависимы от поставок на российский рынок с учетом слабой диверсификации структуры продаж, особенно если они обладают низким запасом финансовой прочности. В настоящее время многие предприятия мясомолочной промышленности вовлечены в реализацию инвестиционных проектов, некоторые взяли на баланс сельхозпредприятия, присоединили и преобразовали в филиал более мелкие производства. В моменте это ведет к вымыванию оборотных средств или увеличению долговой нагрузки, если необходимые капитальные вложения профинансированы с использованием кредитных ресурсов. В такой ситуации зависимость от поставок продукции на единственный рынок может оказаться ахиллесовой пятой белорусской мясомолочной промышленности.

Минсельхозпрод держит ситуацию под контролем

Мы по-прежнему не можем оценить, насколько объективен мониторинг, проводимый российским ветеринарным и фитосанитарным ведомством в отношении белорусской продукции. Однако есть возможность проследить по данным Россельхознадзора, какие предприятия чаще всего попадали под ограничения и как долго их продукция сохраняла статус ограниченной к ввозу на территорию РФ.

Проведенный анализ показал, что более 20 белорусских предприятий за 2022 год и в прошедшие 8 месяцев 2023 г. находились под ограничениями более 180 дней, из них 8 предприятий – более 360 дней. В 2023 г. запреты вводились в отношении 26 производителей, почти половина из них до сих пор остается в «черном списке». В некоторых случаях официальной причиной попадания в этот список стал отказ предприятий от проведения инспекции Россельхознадзора. В других речь шла о «массовой фальсификации» произведенной продукции, а также обходе ранее введенных ограничений под видом отправки продукции в одну из стран ЕАЭС.

О том, насколько острой может быть проблема запрета отгрузок в Россию, можно судить по тому, что в отдельных случаях требовалось вмешательство должностных лиц высокого ранга. Так, в текущем месяце ограничения поставок продукции Слуцкого мясокомбината и Агрокомбината Несвижский были сняты только после телефонных переговоров руководителя Россельхознадзора и директора Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода РБ, в ходе которых белорусская сторона предоставила материалы об устранении выявленных ранее нарушений и дала российским коллегам необходимые гарантии. В мае 2023 г. благодаря вмешательству Департамента восстановлены отгрузки еще трех белорусских предприятий: ОАО «Птицефабрика «Рассвет» (отделение «Якимова Слобода»), ООО «Александров» и ОАО «Полоцкий молочный комбинат». Тогда же сообщалось о проведении консультаций в отношении госпредприятия «Молочный гостинец», однако по данной госкомпании вопрос был решен лишь 14 августа т.г.

С одной стороны, хорошо, что Минсельхозпрод держит ситуацию под контролем и подключается, когда нужно ускорить снятие ограничений. С другой стороны, сама необходимость его вмешательства означает, что проблема блокировки поставок продукции не снята, хотя и решается быстрее, чем в 2019–2020 гг.

Любопытно, что в апреле 2023 г. Посол Беларуси в России Дмитрий Крутой по итогам заседания Высшего государственного совета Союз­ного государства сообщал о завершении мясных и молочных войн между союзниками как одном из главных результатов реализации интеграционной программы в сфере АПК. По словам чиновника, был определен четкий порядок принятия решений о приостановке поставок продукции в сфере АПК при выявлении нарушений и разработан механизм возобновления таких поставок. Ожидалось, что новый механизм позволит ощутимо быстрее решать возникающие вопросы за счет более слаженного взаимодействия заинтересованных сторон.

Пока сложно сказать, работает ли уже данный механизм и насколько он эффективен. Да, в некоторых случаях ограничения действительно стали сниматься оперативнее. Но сказать, что ручной режим исключен полностью, нельзя, а значит, проблема остается актуальной.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений