Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №36(2730) от 17.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2166
EUR:
3.4878
RUB:
3.5071
Золото:
245.86
Серебро:
3.07
Платина:
109.83
Палладий:
104.55
Назад
Исследования, рейтинги
03.01.2022 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Оптимизм на прошлогодней базе. Официальные ожидания от нового года выглядят завышенными

Иллюстрация: freepik

Прогнозы и ожидания правительства от 2022 г. сложно назвать сдержанными. Из озвученных комментариев можно сделать вывод о том, что руководство страны рассчитывает как минимум на сохранение положительных тенденций 2021 г. Ставка при этом делается на продолжение роста внешнеторговых поставок продукции и рост инвестиций. Но насколько это реалистичный сценарий?

Официальный прогноз, он же – задание, на новый год предполагает рост ВВП на 2,9% к уровню текущего года, реальных располагаемых денежных доходов населения – на 2%, инвестиций в основной капитал – на 3,3%. Его авторы надеются, что экспорт товаров и услуг увеличится на 6,3%.

Цифры выглядят весьма оптимистично. При этом стоит оговориться, что, как и в прежние годы, республиканский бюджет рассчитывался исходя из гораздо более скромных вероятных темпов роста экономики. В этот раз – на 0,7%.

Столь серьезная разбежка может свидетельствовать о том, что власти осознают реальные риски, но изо всех сил стараются быть оптимистичными. С другой стороны, при недостижении целевого показателя, но преодолении базового, всегда можно сказать, что старались – могло быть и хуже.

Экспорт как «чудо чудное»

Рекордный за последние годы экспортный прирост, продемонстрированный в ушедшем году, премьер–министр Роман Головченко в преддверии Нового года охарактеризовал так: 

«Мы творим чудеса на работе, как вы заметили, наверное, в этом году. Как уже окрестили это белорусское экономическое чудо».

Безусловно, в этом заявлении есть доля предпраздничного пафоса. Но к нему располагает и статистика: внешнеторговый оборот товаров, по данным Белстата, за январь-октябрь 2021 г. вырос почти на 32% до 65,3 млрд руб. Экспорт увеличился на 35%. Сальдо при этом остается отрицательным – минус 1,48 млрд.

Закрепления этого же уровня прироста экспорта в правительстве ожидают и в целом по итогам года, подведены они будут ориентировочно в феврале. При этом ни товарные позиции, на которые возлагаются надежды в 2022 г., ни страны пока не называются.

Вывод о том, что ставка делается на продукцию сельского хозяйства, деревообработки, легкой и химической промышленности, можно сделать из выступления министра экономики Александра Червякова в Мингорисполкоме 30 декабря. По его словам, именно по этим направлениям будут использоваться инструменты поддержки внешней торговли, предусмотренные Указом от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)».

Вообще, кроме роста экспорта, глава Минэкономики выделил еще 7 приоритетных задач правительства на этот год: рост инвестиций, в первую очередь, на производственные проекты (общий объем вложений за год должен составить более 36 млрд руб.) и доходов населения (при реальном росте производительности труда), недопущение убыточной работы организаций госсектора, импортозамещение, рост собственных доходов местных бюджетов, совершенствование бизнес-среды через оптимизацию административных процедур и дальнейшую цифровизацию экономики.

Между ростом и рецессией

Экономические итоги прошедшего года пока не подведены. Но об изменении ситуации от наблюдаемого благополучия в сторону замедления роста говорит имеющаяся статистика. Так, за январь-ноябрь 2021 г. ВВП страны вырос на 2,3% (по итогам III квартала – на 2,7%).

Старший научный сотрудник исследовательского центра Дмитрий Крук считает, что замедление экономики свидетельствует о потере реального драйвера для ее роста в виде обрабатывающей промышленности.

«Утрата ключевых драйверов роста видится достаточно важной, поскольку для будущих периодов пока сложно выявить какие–то силы, которые будут тянуть экономику вверх, как это происходило в период «внешнеторгового чуда», – отмечает он.

Экономист обращает внимание, что III квартал ушедшего 2021 г. стал первым в годовом выражении периодом, в котором физический объем экспорта сократился, а разрыв между экспортом и импортом снизился. Рост физических объемов внешнеторговых поставок эксперт назвал «чуть ли не экзистенциальным вопросом белорусской экономики».

«Негативный фон – санкции, царящая неопределенность и неуверенность в ожиданиях домохозяйств и бизнеса – на мой взгляд, говорит о том, что развитие рецессионного сценария чуть более вероятно, чем балансирование ВВП около нуля и тем более поддержание повышенного роста на уровне 2% и выше», – резюмировал Дмитрий Крук.

Главными здесь, по его мнению, становятся вопросы, насколько глубокой исходя из продолжения текущих трендов может оказаться рецессия, есть ли у властей инструменты для ее сглаживания и не станет ли она триггером для создания финансового стресса предприятиям и экономике в целом.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений