Проект нового КоАП: что касается трудовых отношений
Как мы писали ранее, на общественное обсуждение вынесен проект нового Кодекса об административных правонарушениях. Рассмотрим изменения, которые предлагается внести в Особенную часть КоАП по статьям, касающимся трудовых и административных отношений. По большинству из них снижен порог возможного штрафа.
Действующие отдельные статьи 9.14 Нарушение законодательства о пенсионном обеспечении, 9.16 Отказ в приеме на работу и 9.18 Нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений планируется исключить.
* * *
При этом расширяется действие и изменяются формулировки статьи 9.19 Нарушение законодательства о труде. В предложенном варианте она выглядит так.
1. Необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
2. Отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу выпускнику государственного учреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, направленному на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем, а равно отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу иному лицу, заключение трудового договора с которым является обязательным, влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
3. Непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, влечет наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин.
4. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, иных выплат, причитающихся работнику от нанимателя в соответствии с законодательством, влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин.
5. Деяния, предусмотренные частью 4 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от тридцати до ста базовых величин.
6. Непроведение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях и в установленные сроки аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения, влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин.
7. Несоблюдение должностным лицом установленного порядка приема работников на работу, режима рабочего времени и времени отдыха работников, предоставления им отпусков, а равно иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных частями 1–6 настоящей статьи, причинившие вред работнику, влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин.
* * *
По статье 9.17 Нарушение требований по охране труда частично смягчены санкции. Из нее исключены положения, касающиеся доступа к труду нетрезвых сотрудников. Эту статью разработчики проекта сформулировали так.
1. Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем обязательных для соблюдения требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе в технических нормативных правовых актах, и локальных правовых актах, влечет наложение штрафа в размере от пяти до сорока базовых величин.
2. Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, повлекшее травмирование работающих, влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.
3. Деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное иным работающим, влечет наложение штрафа в размере до пяти базовых величин.
* * *
Частично планируется смягчить санкции и по статье 9.23 Нарушение порядка и условий трудоустройства за пределами Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь.
Ее изложили в следующей редакции.
1. Незаключение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданином РБ, иностранным гражданином или лицом без гражданства, постоянно проживающими в РБ, письменного договора о содействии в трудоустройстве у иностранного нанимателя за пределами Республики Беларусь, а равно заключение договора без учета предусмотренных законодательством требований к такому договору влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере до двухсот базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин.
2. Введение граждан РБ, иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, в заблуждение о характере будущей трудовой деятельности либо нарушение установленного порядка направления их за пределы РБ для осуществления трудовой деятельности, совершенные должностным лицом юридического лица, осуществляющего деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Республики Беларусь граждан РБ, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в РБ, или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим такую деятельность, влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, а на юридическое лицо – от ста до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности.
* * *
Значительно смягчается санкция статьи 9.13 Нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц. Она излагается таким образом.
1. Отказ в приеме обращения гражданина или юридического лица, либо нарушение установленных сроков рассмотрения такого обращения, либо непринятие в пределах своей компетенции мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов заявителя влекут наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.
2. Отсутствие книги замечаний и предложений или непредъявление книги замечаний и предложений по первому требованию гражданина влекут наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.
* * *
Соответственно исключается статья 9.24 Нарушение законодательства о книге замечаний и предложений.
* * *
В статье 9.25 Нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров санкция, наоборот, в целом ужесточается. При этом исключается положение о соразмерности штрафа 10% от суммы договора, если эту сумму удалось установить. Предложенная редакция статьи приведена ниже.
Несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством, влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до двадцати пяти базовых величин.
* * *
Санкция статьи 9.26 Нарушение законодательства об административных процедурах смягчается.
Требование руководителем государственного органа, иной организации или работником государственного органа, иной организации, ответственным за выполнение соответствующих функций, представления гражданами, индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами для осуществления административной процедуры документов или сведений, не предусмотренных законодательством, либо требование документов или сведений, которые должны запрашиваться государственным органом, иной организацией самостоятельно, либо несоблюдение установленных законодательством сроков представления документов или сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, сроков осуществления административной процедуры, либо неправомерный отказ в осуществлении административной процедуры, либо неправомерное взимание платы за осуществление административной процедуры влекут наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.
* * *
Без изменений разработчики нового КоАП предложили оставить статьи 9.15 Hарушение законодательства о занятости населения и 9.20 Нарушение правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Внести свои предложения по проекту можно до 27 мая на Правовом форуме Беларуси.