Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Стандарты ESG: дань моде или долгосрочное конкурентное преимущество

Олег ИЛЬИН

Кризис – время для качественного преображения компании, трансформации ключевых бизнес-процессов в соответствии с принципами ответственного поведения, которые объединяет в себе методология ESG. Чтобы узнать, какие преимущества для бизнеса несут принципы ESG, является это данью моде или за данным стандартом управления стоит здоровый прагматизм, мы обратились к Олегу Ильину, директору рейтингового агентства BIK Ratings, которое разработало оригинальную методологию присвоения ESG-рейтингов компаниям в Беларуси.

Что представляет собой ESG-повестка и какие выгоды можно получить от следования принципам устойчивого развития?

Можно сказать, что ESG – это способ осуществления коммерческой деятельности, который строится на принципах ответственного отношения к окружающей среде, высокой социальной ответственности и высоком качестве корпоративного управления. Особая ценность ESG заключается в том, что эффект, получаемый от реализуемых в данной сфере мероприятий, не ограничивается выгодами лишь для прямых участников коммерческих отношений, а затрагивает все общество в целом. Следование ESG-принципам позволяет компаниям получать дополнительные «социальные дивиденды» в виде решения экологических проблем, укрепления бренда и репутации, получения преимуществ перед другими игроками рынка в борьбе за привлечение ресурсов. Соответствие стандартам ESG содействует моральному удовлетворению инвесторов и кредиторов от позитивного влияния их инвестиций на общество и экологию, а также является особо ценным для миллениалов – наиболее активных участников рыночных отношений. Иными словами, приверженность стандартам ESG открывает перед компаниями новые горизонты, позволяя привлекать более платежеспособную аудиторию, благотворно влияя на репутацию и давая возможность претендовать на более выгодные условия финансирования.

То есть ESG – это не просто модный тренд, а нечто большее?

Именно. На мой взгляд, ESG является новой реальностью, которую необходимо учитывать любому бизнесу, рассчитывающему сохранить лояльность своих клиентов, сотрудников, партнеров в долгосрочной перспективе. Сегодня для успеха в бизнесе недостаточно дешево продавать товар приемлемого качества. Все больше состоятельных покупателей начинают ответственно и осознанно подходить к результатам своего выбора, в т.ч. касающимся потребительских предпочтений. Все чаще появляются кейсы, когда неприемлемое поведение фирмы ведет к потере лояльности клиентов, вследствие чего снижается объем продаж, теряется привлекательность компании как нанимателя в глазах сотрудников, падает интерес инвесторов и кредиторов. Именно поэтому организациям, игнорирующим ESG-повестку, в скором времени сложно будет удержаться на плаву. И наоборот, продукты компаний, соответствующих стандартам ESG, станут одними из самых востребованных на рынке.

А на каком этапе развития ESG находится Беларусь?

Большинство компаний РБ имеют невысокую степень проникновения ESG-принципов в свою деятельность. Но, оценив столь положительный эффект от их внедрения зарубежными компаниями, отдельные игроки внутреннего рынка начинают процесс активной переориентации бизнеса на ESG-рельсы.

Например, пивоваренная компания «Аливария» реализует на предприятии программу Carlsberg Group «Цель 4НОЛЯ: вместе для будущего» (ноль углеродного следа, ноль потери воды, ноль безответственного потребления, ноль несчастных случаев); Green объявил об открытии экологической платформы на базе сети своих гипермаркетов; А1 внедрил технологию естественного охлаждения оборудования базовых станций; Betera оказывает помощь детям из уязвимых категорий в рамках программ «Спортивный наставник» и «Yes? I can», Белинвестбанк выделяет средства для программ «зеленого» финансирования. Все это примеры того, как белорусские бизнесы осваивают стандарты ESG.

Стоит отметить, что учет принципов устойчивого развития становится приоритетным не только у крупного бизнеса, но и у стартапов, ведь внедрение ESG-практик куда проще на начальных этапах развития, в уже запущенных процессах, когда требуется их перестроение.

Что, на ваш взгляд, мешает разработке и реализации ESG-политики в отечественном бизнесе?

Основная причина медленного темпа протекания ESG-трансформации в Беларуси, на мой взгляд, кроется в недостаточности понимания важности внедрения ESG-политики в деятельность компании и низкая степень готовности менять свое поведение. И сказанное касается не только малого бизнеса. Зачастую и крупные игроки не видят целесо­образности в смещении приоритета с получения как можно большей прибыли на позитивное влияние на окружающую среду и общество. В таких условиях о жестких административных методах принуждения к переходу говорить пока точно не стоит, т.к. это может вызвать существенный резонанс в бизнес-среде. А вот рыночные методы уже работают активно. Развернувшийся вокруг понятий «ESG» и «устойчивое развитие» хайп выступает своеобразным локомотивом, продвигающим новый тренд в массы и воздействующим на подсознание общества.

Уже сегодня наблюдается запрос белорусских потребителей на прозрачность и доверие. Они хотят видеть согласованность в обещаниях и действиях брендов. Это дает предпосылку полагать, что в скором времени общество начнет бойкотировать компании, которые не предпринимают действий в сфере ESG.

В свою очередь и финансовый рынок начинает выдвигать компаниям условия, предполагающие, что без четко выстроенной концепции устойчивого развития они в скором времени не смогут конкурировать в борьбе за инвесторов и кредиторов, которые все больше осознают, что риски устойчивости порождают финансовые риски. И здесь уже отдельное внимание приобретут финансовые продукты, заточенные под ESG – рейтинги, рэнкинги, индексы. То есть инвестору необходимо будет стороннее, непредвзятое мнение профессионального участника финансового рынка о том, насколько деятельность компании соответствует стандартам ESG.

Какие преимущества будет иметь компания, получившая ESG-рейтинг?

Получение ESG-рейтинга – уже хорошая демонстрация открытости и устойчивости бизнеса, а также возможность донести широкой аудитории важную информацию о вкладе компании в устойчивое развитие на местном и национальном уровне, что в итоге повысит доверие к товарам и услугам компании. В свою очередь широкий охват методологией оценки ESG-рейтинга экологических, социальных и управленческих факторов позволяет компаниям получить оценку зрелости и эффективности своих бизнес-процессов, дает возможность сравнить нефинансовые результаты деятельности с результатами других игроков рынка, изучить влияние конкретных действий в нефинансовой области на операционные и финансовые результаты.

Необходимо отметить, что преимущества от получения компаниями данного рейтинга в виде предоставления о них информации нефинансового характера имеют прямую связь с финансовыми показателями. Компания, имеющая положительный ESG-рейтинг, может претендовать на увеличение стоимости бизнеса, ведь число инвесторов и кредиторов, учитывающих ESG-факторы в процессе принятия решений, растет. И сегодня для них важно, чтобы фирма, в которую направляются ресурсы, придерживалась ESG-принципов, поскольку позитивная связь между ответственным инвестированием и доходностью ценных бумаг является уже доказанным явлением (например, Prologis, Hasbro, PepsiCo, Cummins).

Кроме того, большинство инвесторов считают, что компании, имеющие соответствующую концепцию, наиболее надежны, т.к. лучше предвидят будущие риски и возможности, более склонны к долгосрочному стратегическому мышлению и сосредоточены на создании долгосрочной ценности.

Немаловажным результатом получения ESG-рейтинга является и рост доверия к организации со стороны потенциальных и существующих сотрудников, т.к. рейтинговая оценка отражает подход руководства к построению корпоративной культуры, к мотивации сотрудников и в целом характеризует внутренний климат в компании. Высокий уровень корпоративной социальной ответственности обеспечивает преимущества в борьбе за наиболее квалифицированные кадры.

А как должна выглядеть компания, претендующая на высокий ESG-рейтинг?

Среди субъектов отечественной экономики сформировалось ошибочное мнение, что, если деятельность компании связана с нефтеперерабатывающей, горнодобывающей и аналогичными сферами, ESG-рейтинг будет низким. Опровержение этому – ТОП-3 ESG-рэнкинга российских компаний по итогам 2021 г., куда вошли горнорудная компания «Полиметалл», компания нефтегазохимической отрасли «Сибур Холдинг» и нефтегазовая компания «ЛУКОЙЛ».

Опыт зарубежных организаций позволяет отметить, что основной принцип, на котором должна базироваться ESG-политика любой компании, – это рассмотрение устойчивого развития как возможность и стимул для инноваций и дифференциации рисков, но не с точки зрения затрат или средства привлечения инвестиций. Успех реализации ESG-политики зависит и от выбранных методов позиционирования предпринимаемых действий. То есть устойчивое развитие не должно быть дополнительным измерителем бренда. Необходимо его внедрение в фундаментальный базис компании. Кроме того, основу достижения запланированных целей должны формировать такие базовые принципы, как «использовать призыв к действию вместо утверждения» и «менять поведение эффективнее, чем отношение». В остальном это должна быть фирма, демонстрирующая информационную открытость, проявляющая заботу о своей репутации и «следе», который остается в результате ее деятельности в обществе и на конкретной территории, не ограничивающая сферу приложения сил только коммерческими проектами.

На ваш взгляд, каковы перспективы развития ESG в Беларуси?

Поскольку мы находимся в самом начале пути, то довольно оптимистично оцениваем перспективы. Это сродни известной истории о двух продавцах обуви, которые приехали в Африку. Там, где один увидел отсутствие перспектив из-за того, что никто не носил обуви, второй увидел новые возможности, поскольку каждому жителю страны потенциально нужна была обувь. Мы уверены, что распространение ESG-повестки имеет необратимый характер – по мере того, чем больше компаний будут конкурировать на таком уровне, тем больше других участников рынка будут вынуждены подтягиваться до общего уровня.

По сути, мы переживаем изменения, которые наблюдались в бизнесе с появлением информационных технологий, интернета, социальных сетей: сегодня ни у кого нет сомнений в том, что компания должна присутствовать в интернете. То же будет происходить с принципами ESG, это лишь вопрос времени. Многое будет зависеть и от прозорливости первых лиц белорусских компаний и их желания занять лидирующие позиции в данном направлении – как обычно это бывает, первопроходцам будет сложнее, но именно они могут получить все «сливки».

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений