Белорусские офисные работники рассказали о работе мечты
Международная компания, с коллективом до 100 человек, комфортным офисом и достойной зарплатой – именно такой описывают работу своей мечты белорусы. Что еще важно учитывать работодателям, чтобы заполучить лучшие кадры на рынке, можно узнать из исследования бенчмаркингового агентства ICRA.
Об исследовании
Исследование проводилось в Беларуси с 12 по 23 сентября 2022 г. Участие в нем приняли 208 респондентов из 137 компаний. Опрос проводился среди офисного персонала компаний.
Общее количество офисного персонала в стране составляет около 1 млн. человек, а значит размер выборки в 208 респондентов, при доверительной вероятности (надежности результатов) 90% и доверительному интервалу погрешности выборки ± 5%, является репрезентативным.
56,4% опрошенных – женщины, 43,6% – мужчины.
Среди специализации участников опроса преобладают: HR-ы (38,5%) и маркетологи (28,2 %). Достаточно хорошо в исследовании представлены руководители (собственники и топ-менеджеры) компаний, что придает вес и значение, полученным в исследовании результатам. Кроме этого, в исследовании приняли участие специалисты из отделов продаж (5,1%), из сфер консалтинга и бизнес-обучения (5,0%), административных служб (2,6%), PR (2,6%) и юриспруденции (2,6%).
Возрастной состав участников опроса также имеет широкий диапазон: от 18 до 55+. Ввиду недостаточной для репрезентативности численности участников в возрастных диапазонах 18–25 и 55+ лет, результаты опроса по данным возрастным категориям не учтены.
Понятийный аппарат
Прежде чем перейти к результатам исследования, стоит остановиться на понятийном аппарате. Что же такое идеальная работа? По мнению агентства ICRA, это совокупность 3-х факторов:
-
Идеальные функциональные обязанности, когда человеку нравится делать то, чем он занимается на работе.
-
Идеальная зарплата. То есть работник должен быть доволен своим доходом.
-
Идеальный коллектив. Это хорошее окружение вокруг. Не обязательно все должны быть друзьями на работе, но обязательно – просто нормально с общаться друг с другом по деловым вопросам. Среди адекватных людей делать общее дело гораздо легче и приятнее.
Один из широко известных принципов оценки привлекательности рабочего места для сотрудника носит название 3F. Этот принцип ставит во главу угла такие факторы, как удовольствие от работы, материальную удовлетворенность и известность (либо карьерный рост). То есть Fun, Finance и Fame. Согласно этой методике, если сотрудник удовлетворен хотя бы по двум из трех параметров, ему не стоит менять свое место работы и он менее всего будет подвержен стрессу на работе.
Сегодня этот список факторов идеальной работы несколько шире. К достойной оплате, профессиональному росту и хорошей корпоративной культуре добавляются бонусы и привилегии, которые предлагает компания, доверительные отношения внутри организации, а также баланс между работой и личной жизнью (показатель, особо прибавляющий в популярности за последние годы).
Разберемся подробнее, что представляют собой наиболее значимые факторы в «портрете идеальной компании» для сотрудников компаний в Беларуси.
Достойная оплата
Фактор-лидер по привлекательности и значимости для сотрудников. Если профессионал чувствует, что получает зарплату несоизмеримую со своими стараниями, объемом работы, опытом, квалификацией или достижениями, никакие «плюшки» в виде бонусов и корпоративов не способны сделать его счастливым сотрудником. Работнику важно чувствовать, что финансовая политика его компании прозрачна и понятна. И если он ощущает себя недооцененным, то, скорее всего, станет искать новое рабочее место.
Бонусы, гарантии и преимущества
Кроме непосредственного финансового вознаграждения, лидирующие позиции в списке мотивации кандидатов занимают традиционные гарантии и преимущества в виде медицинской страховки, оплачиваемых больничных и декретного отпуска. Но и бонусы вроде абонемента в спортзал и бесплатных обедов будут оценены соискателем по достоинству.
Профессиональный рост
Возможности стремительного профессионального роста — это то, что привлекает достойных кандидатов с рынка труда согласиться на позицию, даже если его не до конца устраивает размер предложенного вознаграждения. И этот фактор также имеет решающее значение для удержания в компании ценных сотрудников. Идет ли речь о возможности регулярных продвижений по службе, научиться новым навыкам или взять на себя новый уровень ответственности – карьерный рост все еще занимает одну из ведущих позиций среди факторов, которые делают сотрудника удовлетворенным.
Корпоративная культура
Сразу за оплатой, бонусами и профессиональным ростом, чаще всего следует удовлетворенность корпоративной культурой компании. Когда сотрудник чувствует, что «вписывается» в коллектив, что его цели и ценности совпадают с приоритетами компании, что он посвящает себя чему-то значимому, что он оценен по достоинству, часто даже сравнительно невысокая зарплата не подрывает его духа. Соответствие корпоративной культуре компании – сравнительно новый фактор, но он активно набирает популярность.
Коммуникация внутри компании
Чтобы сотрудник ощущал внутренний комфорт и удовлетворенность, отношения между ним и компанией должны быть построены на доверии и открытости. Для современного профессионала важно понимать политику и планы его компании, а также алгоритмы продвижения по службе и вознаграждений. Он также ценит возможность быть услышанным своим руководством и получать обратную связь.
Баланс между работой и личной жизнью
Профессионалы сейчас высоко ценят готовность компании идти навстречу в вопросах гибкости рабочего графика, удаленной работы, внеплановых отпусков и выходных. Этот фактор заметно прибавляет в популярности в последние годы. При этом спрос сотрудников пока сильно превышает готовность работодателей обеспечивать гибкие условия труда. Так что, если вы работодатель, — самое время обратить внимание на этот фактор. Это даст вам существенное конкурентное преимущество на рынке труда в «битве за персонал».
Возможности обучения
Сотрудники, имеющие возможность постоянно повышать квалификацию, шлифовать старые навыки и учиться новым, чувствуют гораздо большую вовлеченность в рабочий процесс. Потому компании, предлагающие своим работникам тренинги, конференции, семинары и курсы имеют гораздо более высокие шансы воспитывать инициативных и продуктивных командных игроков у себя в штате, а также собирать «сливки» рынка труда.
Результаты исследования
В ходе опроса и анализа были определены основные проблемы белорусских компаний в настоящее время. К ним относятся:
– несоответствие заработной платы вкладу сотрудника;
– размытые зоны ответственности и обязанностей;
– хаос в бизнес-процессах;
– низкий уровень управленческих компетенций руководителей;
– плохие внутренние коммуникации;
– недружелюбная корпоративная культура;
– низкий командный дух и вовлеченность персонала;
– отсутствие возможностей профессионального и карьерного развития;
– некомфортный офис.
Какой же видят работу мечты белорусские офисные сотрудники? Агентство составило портрет такой компании.
-
Это представительство глобальной международной компании с численностью до 100- человек на территории Беларуси.
-
Достойная заработная плата в соответствии с уровнем знаний, компетенций и личным вкладом профессионала.
-
Высокопрофессиональный менеджмент.
-
Оптимальные работающие бизнес-процессы.
-
Возможность профессионального и карьерного развития.
-
Высоко вовлеченный коллектив профессионалов и единомышленников, объединенный единой целью.
-
Наличие бонусов и соцпакета.
-
Удобный и гибкий график работы.
-
Развитая и дружелюбная корпоративная культура.