Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Никакой перецепки: Польша вводит новые ограничения для грузовиков на границе

Фото: freepik.com

Стало известно о решении польских властей ввести новые ограничения для грузового транспорта на границе с Беларусью. «ЭГ» узнала подробности.

До особого распоряжения

Решение, обнародованное в понедельник, подписал глава МВД Польши Мариуш Каминьский. Согласно этому документу с 1 июня (с полуночи) введен полный запрет на перемещение через белорусско-польскую границу всех видов белорусских и российских грузовых автотранспортных средств, в т.ч. прицепов и полуприцепов.

Пока неизвестно, как долго может действовать подобный запрет. В опубликованном решении стоит пометка «до особого распоряжения».

Напомним: серьезные проблемы на белорусско-польской границе начались в апреле 2022 г., когда Евросоюз утвердил пятый пакет санкций в отношении Беларуси и России. Он включил запрет для российских и белорусских автотранспортных компаний на перевозку грузов в пределах ЕС, в т.ч. транзитом. Тягачам, зарегистрированным в Беларуси и РФ, в Европу был путь заказан.

Белорусский Минтранс в качестве ответной меры запретил въезд в Беларусь автотранспортным средствам, зарегистрированным на территории Евросоюза. Исключение сделали лишь для тех, кто следует через определенные пункты пропуска в специально установленные места для осуществления грузовых операций и перецепки прицепов, а также для тех, кто перевозит почту или живых животных.

Главное новшество ограничений образца 2023 г. коснулось как раз перецепки белорусских и российских прицепов. До текущего момента фуры, зарегистрированные в ЕС, могли провозить такие прицепы и полуприцепы через границу. Теперь данной возможности у перевозчиков не будет.

В Государственном таможенном комитете Беларуси отметили, что перегрузку товаров на границе с Польшей пока еще можно будет осуществлять, но эта операция более затратная как по времени, так и по финансовым критериям. При этом в ГТК заявили, что такое решение польских властей «еще больше усугубит положение дел европейского бизнеса». Как это повлияет на белорусский бизнес, в ведомстве не сказали.

Прокомментировали новации на границе и в Государственном пограничном комитете. Там подчеркнули, что «несмотря на ограничительные меры Польши, белорусская сторона продолжает принимать меры для развития внешнеэкономической деятельности, соблюдения временных норм пропуска фур и эффективного проведения контроля».

Очередной виток

Помимо запрета на въезд для грузовиков с белорусскими и российскими номерами, проблем грузоперевозчикам добавляет и то, что сейчас на белорусско-польской границе для них работает единственный пункт пропуска «Кукурыки» (с белорусской стороны – «Козловичи»). Легковые авто могут проехать в соседнюю страну только через пункт пропуска «Тересполь» (с белорусской стороны – «Брест»).

Ранее на границе с Польшей работало 6 пунктов пропуска – «Берестовица» (с польской стороны – «Бобровники»), «Брузги» («Кузница Белостоцкая»), «Брест» («Тересполь»), «Домачево» («Славатыче»), «Козловичи» («Кукурыки») и «Песчатка» («Половцы»). С 2020 г. соседняя страна начала поэтапно закрывать каналы международного сообщения под различными предлогами.

На начало 2023 г. на белорусско-польской границе работали три пункта пропуска. Очередной виток напряженности произошел 10 февраля, когда приостановил работу пункт пропуска «Бобровники». До этого момента порядка 30% грузовиков и 40% легкового транспорта на польском направлении проезжали именно здесь. В качестве причины закрытия власти Польши назвали обеспечение общественной безопасности. В Госпогранкомитете Беларуси заявили, что предлог не соответствует действительности, т.к. с территории нашей страны не поступает никаких угроз. А белорусская таможня вынуждена была спешно принимать меры по изменению системы перегрузки и перецепки.

В ответ на закрытие «Бобровников» белорусское правительство 17 февраля сообщило о решении ограничить польским грузовым автомобилям и тягачам въезд на территорию Беларуси. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Роман Головченко. Согласно документу, движение грузовых автомобилей и тягачей, зарегистрированных в Польше, для совершения грузовых операций или перецепки осуществлялось только через белорусско-польский участок государственной границы Беларуси.

В свою очередь польская сторона с 21 февраля в пункте пропуска «Кукурыки» ограничила движение грузового транспорта. Исключение сделали только для фур, зарегистрированных в государствах – членах ЕС, Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Грузовые авто, не зарегистрированные в перечисленных выше организациях и странах, с этого момента лишились возможности пересекать белорусско-польскую границу.

Такая мера сказалась не только на белорусских перевозчиках. Под удар попали и субъекты внешне­экономической деятельности, заре­гистрированные в Казахстане, Кыргызстане, Сербии, Молдове, Узбекистане, Турции, Македонии и других странах, перевозчики которых следовали в Евросоюз через белорусско-польский участок границы. К примеру, казахстанские перевозчики уже через несколько дней после введения ограничений заявляли о миллионных убытках.

Также данная ситуация привела к тому, что резко возросла нагрузка на латвийские и литовские пункты пропуска на границе с ЕС. С февраля там регулярно собираются многокилометровые очереди из большегрузов.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by