Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Парадоксы белорусской бизнес-активности

Фото: freepik.com

Расширение деловой активности в Беларуси выглядит парадоксальным, поскольку происходит на фоне ухудшения рамочных условий для ведения бизнеса и вопреки высокому уровню страха неудачи у потенциальных и начинающих предпринимателей. Об этом свидетельствуют результаты исследования Глобального мониторинга предпринимательства GEM, которое провели эксперты исследовательского центра.


Основные результаты эксперты сравнили с показателями 2019 г., когда страна была впервые представлена в исследовании GEM. «С тех пор Беларусь столкнулась с серьезными вызовами, обусловленными как пандемией COVID-19, так и общественно-политическими событиями. Тем не менее большинство показателей, характеризующих предпринимательскую активность, продемонстрировали положительную динамику, в то время как значительная часть индикаторов предпринимательской экосистемы регрессировала, отметили в центре.

Исследователи также пояснили, что одним из основных индикаторов проекта GEM выступает индекс ранней предпринимательской активности (Total Early-stage Entrepreneurial Activity Index – TEA). Он охватывает начинающих предпринимателей (людей, которые находятся в активном процессе открытия бизнеса) и владельцев недавно созданного бизнеса в возрасте от 18 до 64 лет.

Итак, в 2021 г. индекс ранней предпринимательской активности в Беларуси вырос на 7,7 процентных пункта (п.п.). Количество находящихся в активной стадии открытия бизнеса предпринимателей увеличилось на 6,1 п.п., владельцев недавно созданного бизнеса – на 1,5 п.п.

Кроме того, на 2,8 п.п. выросло число владельцев устоявшегося бизнеса, которые работают на рынке более 42 месяцев. За два года существенно увеличилась доля потенциальных предпринимателей – белорусов, планирующих открыть свое дело в течение ближайших трех лет.

Как показало исследование, 76% (–1 п.п. по сравнению с 2019 г.) начинающих предпринимателей заявили, что начали свое дело, чтобы обеспечить себе высокий уровень благосостояния. В то же время 71,5% опрошенных (+20 п.п. к 2019 г.) признали, что их мотивировало обеспечение достойного уровня жизни, т.к. рабочие места в дефиците. Второй аспект стал гораздо более важным по сравнению с 2019 г., обратили внимание эксперты.

По результатам исследования, условия для ведения бизнеса стали восприниматься как менее благоприятные. «Только 30% вовлеченных в предпринимательскую активность респондентов увидели возможности, которые можно превратить в бизнес-инициативы (–9 п.п. к 2019 г.), и лишь 23,5% непредпринимателей отметили хорошие возможности для открытия бизнеса в существующей бизнес-среде (–5 п.п.)», – подсчитали в исследовательском центре.

Кроме того, исследование выявило у опрошенных высокий уровень страха неудачи. Так, 54,1% непредпринимателей считают, что именно он стал препятствием для развития бизнес-инициатив в 2021 г. (+15 п.п. по сравнению с 2019 г.). Предприниматели проявляют больше уверенности в этой части, однако половина респондентов-бизнесменов назвала страх провала как препятствие. Этот показатель возрос на 35 п.п. по сравнению с данными 2019 г.

Такой пессимизм в перспективе приведет к снижению социально-экономического эффекта от предпринимательской активности (занятость, добавленная стоимость, налоговые поступления, инновации), предостерегают эксперты.

Да и в целом результаты исследования свидетельствуют о том, что белорусам не хватает уверенности в завтрашнем дне. Это, по мнению аналитиков, ставит под угрозу качество предпринимательской активности.

На этом фоне расширение ее масштабов для специалистов выглядит несколько парадоксально. В то же время белорусы рассматривают открытие бизнеса в качестве удачного карьерного выбора и обладают высоким уровнем намерений заняться предпринимательством. Это позволяет сделать вывод, что многие предприниматели были вынуждены или планировали открыть свой бизнес в связи со снижением их доходов или вовсе потерей источника дохода из-за последствий пандемии, считают аналитики.

Примечательно, что 72,7% респондентов, не вовлеченных в предпринимательскую активность, воспринимают наличие собственного бизнеса как хороший карьерный выбор. Кроме того, 70% опрошенных согласны с утверждением, что люди, преуспевшие в открытии нового бизнеса, имеют более высокий социальный статус, нежели те, кто работает в секторе оплачиваемой занятости.

Эксперты пришли к выводу, что с учетом такого отношения белорусов к предпринимательству стимулирование самозанятости и предпринимательской активности «любого типа и масштаба» может быть краткосрочным решением проблем безработицы. 

«При этом необходимо учитывать, что важными факторами, обусловливающими совокупную факторную производительность и экономический рост, являются предпринимательская активность в средне- и высокотехнологичных секторах и активность, связанная с созданием инновационной продукции, ориентацией на экспорт, высоким потенциалом роста, – так называемое эффективное предпринимательство. Для его сохранения и развития в Беларуси правительством должны восстанавливаться и формироваться необходимые институциональные условия, насколько это позволяет сделать военно-политическая обстановка в регионе», – к такому выводу пришли эксперты.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений