Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №36(2730) от 17.05.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2211
EUR:
3.501
RUB:
3.5013
Золото:
248.82
Серебро:
3.07
Платина:
110.29
Палладий:
102.42
Назад
Торговля. Общепит
06.03.2023 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Опыт крупных сетей: как сужение ассортимента и удорожание товаров может стать источником роста

Фото: freepik.com

Глобальные изменения в торговле стали реальностью. Основные вызовы – сокращение ассортимента, удорожание товаров и логистики. Ритейл меняется вслед за потреблением и возможностями производства. Баланс найдут те, кто видит кризис источником роста.

Крупнейшие компании в ЕС и США отказываются от производства убыточных позиций из-за рекордной инфляции. Это уже вторая волна сокращения – первая была в период пандемии.

О значительном снижении ассортимента уже заявили FMCG-гиганты, включая Kraft Heinz и Conagra Brands. Так производители снижают издержки. На сокращении производства Nestle сэкономила в 2022 году более 1 млрд USD. Unilever удалось «спасти» около 2 млрд USD, сократив глобальный ассортимент на 20% и выведя из оборота 5000 позиций.

Основная причина снижения ассортимента – поднимать цены сложнее на не базовые и на не уникальные товары. А именно этот вопрос стоит на первом месте. Да и кризис диктует свои условия – оптимизация становится залогом выживания. А все более ужимающийся потребительский спрос нужно правильно распределить между топовыми товарами. Поэтому производители сокращают продуктовые линейки, отказываясь от разнообразия в пользу «простоты».

В свою очередь, ритейл из-за снижения спроса «диктует» поставщикам список самых продаваемых продуктов, для сохранения баланса в собственных неустойчивых продажах. Крупные ритейлеры по всему миру сокращают товарные запасы и готовятся к «slowdown».

ИНФЛЯЦИЯ СЪЕДАЕТ АГРОСЕКТОР

Еще один вызов 2023 года – глобальный разгон продовольственной инфляции.

На продукцию агросектора отмечаются двузначные темпы роста.

В Европе сельское хозяйство уходит в долгий кризис из-за высоких цен на энергию и сбоя в поставках.

Так, в Великобритании в феврале 2023 года поставлен рекорд за последние 45 лет: годовой показатель продовольственной инфляции достиг 17,1%.

В Чехии в январе 2023 года цены на продукцию агросектора выросли на 25,5% в годовом выражении: яйца подорожали на 82,7%, свинина на 51%, картофель на 43,1%, другие овощи – в среднем на 39,1%, зерновые – на 27,5%, молоко – на 6,4%.

В США продовольственная инфляция тоже поставила свой рекорд, достигнув 10,1% в годовом выражении. Цены на яйца выросли на 60%, на муку и её производные – более, чем на 23%.

В России продовольственная инфляция в январе 2023 года достигла почти 10,2% в годовом выражении за счет ускорения роста цен на плодоовощную продукцию. Цены на огурцы выросли на 34,3%, на репчатый лук – на 25,7%, на помидоры – на 22,3%, на морковь – на 16,3%, на картофель – на 6,3%. К концу года ожидается снижение динамики роста продовольственной инфляции.

В Беларуси отмечается замедление роста годового прироста индекса потребительских цен (на 6,1%) до 12% из-за сильной привязки к российской экономике. Цены на мясо выросли до 8,8%, хлеб – до 14,1%, молоко и молочную продукцию – до 12,6%.

НОВЫЕ УСЛОВИЯ ДИКТУЮТ ФОРМАТЫ

Несмотря на то, что экономики России и Беларуси столкнулись с еще большими вызовами, в виде жестких санкций и ограничений, бизнес ищет пути выхода.

Некоторые торговые сети рассматривают кризис по принципу «клин клином вышибают», уходя в формат жестких дискаунтеров.

В России новым игроком в этом сегменте стал «Магнит», недавно запустивший пилотные магазины под брендом «Первый выбор» (В1). Магазины такого формата уже развивает «Лента» (с 2021 года), «Пятерочка» (с 2020 г.). Особенностью запущенного В1 эксперты рынка видят уникальную модель логистики, позволяющую поставлять свежие фрукты и овощи и товары с качеством, не уступающим товарам в обычных магазинах, по цене ниже на 20-30%. Экономить сеть рассчитывает за счет высокой доли (до 50%) товаров собственных торговых марок (СТМ), «складской» выкладки, холодных комнат вместо отдельных холодильников, касс самообслуживания. Высокий чек планируется получать за счет малого ассортимента и количества (объема) продаваемого товара. Новинкой станут собственные пекарни. К концу 2023 года планируется открыть распределительный центр с заточенными под дискаунтер технологиями.

Жесткие торговые ограничения, уход иностранных компаний из России (порядка 48% крупных брендов продуктов питания) сделали доступнее полки крупных ритейлеров для малого и среднего бизнеса. Сейчас «Магнит» и «Пятерочка» развивают собственные агрегаторы работы с фермерами и местными производителями.

Агрегатор «Магнита» закупает продукцию у небольших фермерских хозяйств, помогая хозяйственникам «от поля до полки» и позволяя им уйти от «перекупов». Он доставит продукцию на склад, и потом в магазины. «Магнит» сотрудничает с 6100 поставщиками, из которых 5300 – российские, половина из которых – мелкие и средние локальные производители. «Магнит» также имеет собственные производства – около 20 предприятий выпускают 500 наименований продуктов.

В Беларуси крупные торговые сети также работают с фермерами, развивают СТМ.

Например, у «Евроопта» действует «Фермерскi кiрмаш», где представлено около 20 фермерских хозяйств. Продукция проходит тщательный контроль, условия поставок четко оговорены.

В Green также сотрудничают с фермерами, их продукция выставляется под брендом «Местное-известное».

Но пока фермерам все еще трудно попасть на полки магазинов. Что касается собственных торговых марок, их развивают все крупные сети.

Рекордсменом до недавнего времени была одна из крупнейших белорусских сетей «Виталюр», развивающая одноименную СТМ, одновременно масштабируясь во время кризиса. В планах «Виталюра» был также запуск мягких дискаунтеров, но компании пришлось передать свои 84 магазина сети «Санта», чтобы погасить долги перед поставщиками.

Ранее из-за банкротства в 2021 году закрылась сеть Bigzz (ее объекты поделили «Евроопт» и «Соседи»), а также сеть «Домашний».

Промедление с реализацией верных стратегий во время кризиса грозит крахом.

Читайте нас в Telegram и Viber

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений