Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Мнения
05.10.2022 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Нужно ли предпринимателям становиться юрлицами

Сергей Балыкин, председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства

Вопрос перехода индивидуальных предпринимателей в статус юридических лиц в последнее время приобрел особую актуальность. Попробуем проанализировать целесообразность такой трансформации, а также плюсы и минусы этого шага для малого бизнеса и государства.

В сентябре текущего года белорусские власти провели два совещания по вопросам совершенствования условий предпринимательской деятельности. Одним из основных вопросов, озвученных первыми лицами страны, стал вопрос о переходе индивидуальных предпринимателей в статус юридических лиц.

В частности, глава государства вновь поддержал идею необходимости такой «трансформации»: «Нужно создать предпринимателям стимул к трансформации в юридическое лицо. Это факт», – заявил Александр Лукашенко. Отметим, что он все же добавил, что такая «трансформация» должна носить эволюционный характер и основываться на стимулах.

Данную точку зрения поддержал и министр экономики Александр Червяков, сообщивший, что для совершенствования предпринимательской деятельности подготовлен проект закона. По его словам, власти хотят также создать систему экономических и административных стимулов, чтобы индивидуальные предприниматели активнее становились юридическими лицами. Как заявил министр, это будет делаться «не по жесткому сценарию, а эволюционно» и поможет избежать рисков (уход части микробизнеса в тень, проблему занятости, рост социальной напряженности).

Вопрос целесообразности 

Но давайте проанализируем вопрос о целесообразности поголовного создания индивидуальными предпринимателями юридических лиц и проанализируем все плюсы и минусы этого шага.

Для начала посмотрим на белорусский малый бизнес сквозь призму статистики. Всего по состоянию на 1 мая 2022 г. в Беларуси осуществляли деятельность 81,7 тыс. микроорганизаций, 11,2 тыс. малых и более 2 тыс. средних предприятий, а также 270,8 тыс. индивидуальных предпринимателей. Как видим, ИП составляют абсолютное большинство субъектов малого и среднего предпринимательства в нашей стране. 

Отметим также, что аналогичная картина складывается и в других государствах. В развитых странах порядка 80% субъектов предпринимательства юридическими лицами как раз и не являются и в большинстве случаев представляют аналог наших ИП. Юридические лица чаще всего – достаточно крупные субъекты, а вот малый бизнес в большинстве своем юридического лица не имеет.

Подобная ситуация сложилась не просто так. Стать индивидуальным предпринимателем – самый простой способ открытия собственного дела. Процедура регистрации ИП несложная, юридический адрес для этого не требуется, учет довольно прост. Тем самым издержки начинающего бизнесмена минимизированы. Добавим, что ИП максимально просто могут вовлекать личное имущество и деньги в хозяйственный оборот и столь же просто выводить их из этого оборота.

Безусловно, деятельность в формате ИП имеет и свои недостатки. Прежде всего такой предприниматель отвечает по своим обязательствам всем имуществом. Также он не может привлекать инвесторов путем внесения ими вкладов в уставный фонд.

С юридическими лицами ситуация несколько иная. Участники хозяйственных обществ отвечают по обязательствам в пределах вкладов в уставный фонд, появляется возможность привлекать средства инвесторов. Но все это сопряжено с большими бюрократическими издержками, как то: подготовка учредительных документов, более сложный учет и необходимость иметь отдельное помещение для размещения органов управления юрлица, пусть последнее требование зачастую и формально.

Что же получит государство в результате объявленной кампании? Едва ли в нашем случае можно говорить о фискальном выигрыше. Индивидуальные предприниматели всегда давали в бюджет около 3% и едва ли можно рассчитывать на существенный рост поступлений от них.

Если ИП все-таки создадут юрлица и станут применять упрощенную систему налогообложения, то поступления в бюджет останутся на том же уровне – ставка налога при УСН для юрлиц остается прежней.

Если ИП станут самозанятыми и будут платить налог на профессиональный доход, то они отдадут 10% своей выручки, и в данную сумму уже войдут отчисления в ФСЗН. Поэтому и в таком случае бюджет вряд ли что-то выиграет.

Говорить о том, что юридические лица проще контролировать, тоже не приходится. Проверяются физические и юридические лица одинаково, а посадить юридическое лицо за решетку и вовсе невозможно.
При этом создание большого количества юрлиц повлечет многочисленные юридические и финансовые издержки. Как-никак, а нужен бухгалтер для ведения отчетности, присутствует и более сложная система делопроизводства.

С самозанятыми тоже не все просто. Например, непонятно, как другие субъекты хозяйствования будут с ними рассчитываться. С ИП все ясно: они открывают счет, как и юрлицо, только на другом балансе, и платежи с ними происходят в том же порядке, что и с юрлицами. А что будет с самозанятыми? Придется решать и это вопрос, принимать новые нормативные акты? Но это же огромная работа, а в чем ее смысл?
Опять же индивидуальным предпринимателям при переходе в категорию самозанятых придется пройти процедуру регистрации, пусть и предельно простую, но все же бюрократическую. Потом им самим придется потратить время и закрыть ИП либо же это сделает госорган через два года в связи с тем, что в течение 24 месяцев не велась деятельность. А это сотни тысяч ликвидационных дел, да и сама процедура не столь проста, как кажется!

Но ведь можно поступить и иначе. Например, предложенная идея налога на профессиональный доход в целом здравая и к ней стоит внимательнее присмотреться. Вполне уместно было бы предоставить такую возможность индивидуальным предпринимателям, у которых нет наемных работников. Кстати, именно так поступили в соседней России.

Исторические уроки не усвоены

Но вернемся к вопросу о появлении юридических лиц и необходимости их создания. Исторически юрлица в современном их понимании – изобретение XIX века. В это время начали активно развиваться капиталистические отношения и потребовалась некая форма объединения капиталов. Несколько предпринимателей объединяли свои финансы и создавали юридическое лицо для удобства ведения предпринимательской деятельности. Это «образование» выступало в коммерческом обороте от своего имени, а не от имени участников, его имущество было обособленным, а ответственность участников ограничивалась вкладами в уставный фонд. По своей сути юридические лица – фикция, появившаяся для облегчения и удобства ведения предпринимательской деятельности. И создание юрлица должно быть обусловлено желанием предпринимателя и деловой необходимостью, а не бюрократическими требованиями.

Чиновники в РБ пытаются создать что-то, чего не было в истории. Экономика существует 5 тысяч лет и большую часть времени без юридических лиц справлялась прекрасно: торговля шла, континенты открывали, купцы преодолевали на верблюдах Шелковый путь, мануфактуры создавались и развивались.

Желание всех загнать в юрлица – фетишизм советских времен, когда частное предпринимательство было запрещено и нужно было придумать какую-то форму организации хоздеятельности. В СССР, как известно, господствовала марксистская идеология. Эксплуатация человека человеком исключалась, частной собственности не было, а в хозяйственной деятельности участвовали исключительно социалистические организации – государственные, кооперативные и общественные.

Бизнес выживет, но какой ценой?

Понятно, что внедрение новых инициатив по контролю за частным бизнесом не уничтожит предпринимательскую жилку в людях. Те, у кого есть свое дело, постараются всеми силами его спасти.

Бизнес всегда старается выкрутиться. Закрываются только от безысходности. Каждый будет выживать по-своему. Кто-то будет работать вчерную, кто-то станет самозанятым, кто-то создаст юрлицо и разорится, а кто-то станет богаче. Проблема не в том, как бизнес будет искать выход из ситуации, проблема в другом: вся эта ситуация создается искусственно, она не имеет никакого обоснования.

Принуждение само по себе плохо и бессмысленно. А что потом делать властям с огромным количеством юридических лиц, которые будут созданы и которые с большой вероятностью в конце концов будут «висеть» с пустыми счетами? Опять создавать комиссии при ведомствах по их упорядочению? Вопрос, конечно, риторический…

Идеи чиновников по изменениям в работе предпринимателей – не более чем бюрократическая затея. А потому и какого-либо положительного эффекта от реализации ждать в перспективе не стоит.

Читайте нас в Telegram и Viber

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by