Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новый этап борьбы с посредниками. Сложно вспомнить, какой по счету

Фото: pexels

Новые меры для борьбы с посредничеством при государственных закупках разрабатываются в Беларуси. Они, среди прочего, стали предметом обсуждения на совещании главы государства с правительством 13 января. Хотя из озвученных тезисов можно сделать вывод о том, что направлены они будут скорее на противодействие импортным закупкам, нежели на сокращение бизнес-цепочек.

Александр Лукашенко в этом контексте высказался о необходимости эффективного расходования денежных средств и недопущения «разного рода серых схем».

С его слов, подготовленный в связи с этим проект указа направлен на исключение недобросовестного посредничества через совершенствование системы закупок за счет бюджетных и собственных средств организаций.

Чтобы не было обидно «Гомсельмашу»

Из выступления министра антимонопольного регулирования и торговли Алексея Богданова следует, что принимаемый НПА будет действовать по двум направлениям. Первое – запрет на участие в госзакупках аффилированных лиц. Кого будут относить к таковым, пока не раскрывается, но, по утверждению министра, одна из самых распространенных коррупционных схем приводит к завышению цен на продукцию и услуги до 20%.

Определение аффилированного ли­ца в белорусском законодательстве дает ст. 56 Закона от 09.12.1992 № 2020-XІІ «О хозяйственных обществах». НК для целей контроля за трансферным ценообразованием оперирует термином «взаимозависимые лица». Однако, если судить по контексту сказанного, вероятно, что понятие применительно к борьбе с посредничеством будет расширено.

Вторым направлением планируемых изменений названо обязательное проведение операций по аренде и лизингу техники на конкурсной основе. Глава МАРТ надеется, что так можно будет исключить случаи, «когда покупается импортное оборудование или техника в обход конкурсных процедур и без участия белорусских поставщиков». 

«Например, комбайн покупается по лизингу, John Deere или CLAAS, и не проводится процедура конкурса. И наш «Гомсельмаш» не знает. Теперь это будет открыто, понятно, и все смогут принять участие в конкурсе. Этим мы стимулируем участие оте­чественных производителей», – пояснил он.

Таким образом, речь, в первую очередь, идет не о сокращении количества субъектов хозяйствования в цепочке поставок при закупках, а о благоприятствовании белорусским промпроизводителям. Вероятно, подразумевается, что в закупках импорта по умолчанию участвуют посреднические структуры.

Также, по словам Алексея Богданова, предложено не допускать на два года к госзакупкам те компании, которые допустили «выплату «в конвертах». При этом министр не пояснил, речь идет о заработной плате или об уплаченных денежных средствах, связанных с закупками на конкурсной основе.

Глава МАРТ заявил, что при усилении борьбы с посредниками не будут «кошмарить бизнес нормальный и адекватный», но задача в том, «чтобы между производителем и конечным потребителем была как можно меньшая цепочка посредников». Критерии отнесения бизнеса к адекватному пока не озвучены.

Не исключено, что инициатором изменений выступил Комитет гос­контроля. Напомним, в марте глава КГК Василий Герасимов, говоря о посредничестве, предложил «положить конец этому явлению» (см. статью «Борьба с трехглавой «гадиной»: инфляция, «конверты» и посредники», «ЭГ» № 17 за 05.03.2021).

Вспомнить о прежних проектах

Противодействие посредничеству – извечная тема белорусского государственного регулирования предпринимательской деятельности. Достаточно вспомнить печально известное постановление Совмина от 28.07.2009 № 991 «О некоторых вопросах приобретения товаров на территории Республики Беларусь», на одни сутки фактически запретившее посредничество как явление.

Но и после отмены «неудачного» НПА властные структуры продолжают обращаться к теме с завидной периодичностью. Так, в последние годы вопрос ограничения «необоснованного посредничества» на высшем уровне поднимался и в 2018, и в 2019 гг.

Итогом стал проект указа «О совершенствовании порядка осуществления закупок». Предполагалось, что при приобретении товаров у лиц, не являющихся их производителями или их официальными торговыми представителями, госзакупки будут согласовываться с вышестоящими органами власти, а организации, находящиеся в государственной собственности, должны будут согласовывать такие закупки с органами, ведущими владельческий надзор.

Проект НПА прошел процедуру общественного обсуждения в марте 2021 г., однако так и не был принят.

Как не был принят и второй обсуждавшийся в январе прошлого года проект указа «О совершенствовании порядка осуществления государственных закупок», одной из целей которого была названа в т.ч. экономия бюджетных средств.

***

Идет ли речь сегодня о какой-то из перечисленных, но обновленных инициатив или о совершенно новом документе – сказать сложно, поскольку проект пока нигде не опубликован.

И трудно сдержаться от аналогии с прежними проектами и не задать вопрос: а будет ли документ на выходе вообще? Однако общий посыл понятен: бизнесу в очередной раз стоит приготовиться к тому, что субъекты хозяйствования могут поделить на добросовестных и не очень без четких и понятных критериев.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений