Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Новый законопроект: возможности и вызовы для предпринимателей

Фото: neg.by

Проект закона по вопросам осуществления предпринимательской деятельности, поступивший в парламент, предполагает важные изменения, касающиеся субъектов хозяйствования и особенно микробизнеса.

Проект нормативно-правового акта опубликован на сайте Национального правого интернет-портала в третьей декаде апреля. В первой половине мая депутаты обсуждали документ в регионах во время встреч с предпринимателями.

Юристы, анализируя законопроект, выделяют в основном две ключевые новации, предусмотренные проектом НПА.

Первая касается утверждения порядка создания индивидуальными предпринимателями коммерческих организаций. В законодательстве планируется закрепить процедуру перехода «ипэшников» в категорию юрлиц.

Вторая – затрагивает корректировку видов деятельности для ИП. Проект закона предусматривает, что правительство будет утверждать исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми смогут заниматься индивидуальные предприниматели. Сейчас жестких рамок нет и физлицо, став «ипэшником», может заниматься практически любым видом деятельности.

Законопроект на прошлой неделе обсуждался на заседании общественно-консультативного совета в Минэкономики (ОКС) с участием представителей бизнеса.

По информации «ЭГ», нормативный акт вызывает у делового сообщества много вопросов. Так, бизнес-союзам не до конца понятно, в какой мере документ, содержащий отсылочные нормы, затронет деятельность работающих юридических лиц. Кроме того, неясно, какими видами деятельности в будущем будет запрещено (разрешено) заниматься ИП.

Минэкономики накануне ОКС сообщило, что такой перечень разрешенных видов деятельности будет подготовлен «в течение двух месяцев» после принятия упомянутого законопроекта.

Как новации, внесенные в проект закона, могут повлиять на условия ведения бизнеса? Какие возможности и вызовы возникнут для предпринимателей? Какова вероятность увеличения количества юрлиц в случае принятия законопроекта? На эти и другие вопросы «ЭГ» попросила ответить экспертов, консультирующих субъекты хозяйствования по вопросам условий ведения коммерческой деятельности.

Жанна Роговадиректор бизнес-союза «Конструктивный диалог», директор центра поддержки предпринимательства «Светлогорский деловой партнер»:

rogova.jpg
           Жанна Рогова


– Законопроект сложно комментировать, поскольку полной информацией о новых правилах регулирования предпринимательской деятельности мы пока не располагаем. Тем не менее некоторые нормы нам представляются весьма дискуссионными.

Например, планируемое ограничение видов деятельности, которыми смогут заниматься ИП, вызывает вопросы. Для роста и развития предпринимателей, для создания ими юрлиц должна предоставляться такая возможность.

Поясню на примере. Ко мне в центр обратилась девушка, которая хотела в качестве самозанятой готовить пирожные и реализовывать их. Затем она уже не справлялась с заказами и открыла ИП, т.к. должна была нанять в помощь работников. Сейчас уже работает предприятие, поскольку предприниматель арендует цех и выпекает кондитерские изделия для школ, кафе и других клиентов.

Если будет ограничен перечень видов деятельности для ИП, у физлиц может исчезнуть возможность создавать микробизнес, развивать его и логично дорастать до создания юрлица.

Будут ли действующие ИП переходить в категорию юридических лиц?

Далеко не все предприниматели в регионах, представленные в нашем бизнес-союзе, смогут пойти по этому пути. Ведь за пределами МКАД обороты у людей существо ниже, чем в столице.

Затраты на содержание юрлица (ведение бухучета, аренда офиса и др.) значительно выше, чем при работе в качестве ИП. И это также сдерживает процесс перехода индивидуальных предпринимателей в категорию юрлиц. Повысить заинтересованность предпринимателей создавать компании могут налоговые стимулы.

Ольга Иваненко, учредитель и коммерческий директор компании «БизнесСтарт»:

ivanenko (1).jpeg
         Ольга Иваненко

Опубликованный законопроект, в первую очередь, вызов для индивидуальных предпринимателей. Большинство предпринимателей привыкли, что деньги на расчетном счету после уплаты налогов равны деньгам в кошельке, а в случае с юрлицом это точно не так. У компании другой процесс – для распределения дивидендов должна быть прибыль к распределению и уплата подоходного налога. Поэтому адаптация к условиям работы в рамках юрлица для большинства «ипэшников» – серьезная проблема.

На мой взгляд, принимать законопроект в подготовленном виде не стоит. Сейчас благодаря институту индивидуального предпринимательства у физлиц существует возможность развивать бизнес эволюционно. Вначале управлять им самостоятельно, затем привлекать трех работников, потом по мере необходимости создавать юридическое лицо.

Если же перечень видов деятельности, которыми смогут заниматься ИП, существенно ограничат, эволюция будет невозможна. По видам деятельности, которые не попадут в перечень Совмина, нужно будет открывать компанию, а физлицу, который никогда не работал предпринимателем, сделать это будет крайне тяжело.

Что касается упрощенного перехода из ИП в ООО, такой механизм, безусловно, должен быть. И соответствующие нормы законопроекта можно приветствовать. При этом важно прописать упрощенный порядок, чтобы, например, индивидуальный предприниматель мог зарегистрировать юридический адрес по месту жительства, не имея при этом бремени в виде повышенных тарифов за коммунальные услуги.

А вот принуждать ИП открывать юрлица, на мой взгляд, вряд ли стоит. Да, такой процесс можно запустить, ограничив перечень видов деятельности для ИП, но каким может оказаться результат?

Если затраты в связи с созданием юрлица у индивидуального предпринимателя заметно вырастут, а денежный поток сохранится на прежнем невысоком уровне, то сколько такая организация просуществует? Согласно американской статистике (Bureau of Labor), 2 из 10 новых предприятий закрываются в первый же год работы.

Пропорция регистрации и закрытия ИП, по нашим наблюдениям, выглядит в Беларуси гораздо лучше.

Поэтому, на мой взгляд, закон о предпринимательстве нужен, в нем должны быть прописаны стимулы для того, чтобы физлица могли эволюционно развивать свой бизнес. Однако сужать перечень видов деятельности для «ипэшников» и тем самым заставлять их открывать юрлицо, на мой взгляд, не стоит, иначе количество ликвидируемых организаций в стране может заметно возрасти.

Вера Солянкова, налоговый консультант, соучредитель бухгалтерской компании «Директ Актив»:

vsolyankova.jpg
          Вера Солянкова

– Анонсированное ограничение перечня видов деятельности – проблема для ИП, потому что существует риск потерять возможность вести свой бизнес. Понятно, что в наем большинство «ипэшников» возвращаться не захотят.

Соответственно, на мой взгляд, вероятны несколько сценариев. Первый предполагает, что индивидуальные предприниматели, которые в состоянии нести большие затраты, учредят юрлицо. Второй – произойдет объединение нескольких ИП для создания юрлица.

Третий вариант – уход некоторых предпринимателей в категорию самозанятых с уплатой налога на профессиональный доход. Хотя на данный момент третий путь ограничен узким перечнем видов деятельности, которым могут заниматься плательщики НПД.

Государство для стимулирования перехода ИП в категорию юрлиц может сократить объем отчетности для небольших организаций, размер штрафов, ввести упрощенный порядок ведения учета доходов и расходов, который позволил бы автоматически формировать налоговые декларации.

Татьяна Дайлид, управляющий партнер группы компаний Resolva:

tdailid.jpg
           Татьяна Дайлид

В случае ограничения перечня видов деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели, им придется задумываться о создании юрлица.

Переход в новую организационно-правовую форму, безусловно, вызов для индивидуальных предпринимателей, поскольку вырастет документооборот, усложнится учет и увеличатся затраты.

В первую очередь, придется многому учиться и во многом разбираться. Ведь если сейчас ИП могут заплатить налоги и оставшейся на карточке суммой распоряжаться по своему усмотрению, то юрлицу так делать запрещено. В рамках организации вывод прибыли предполагает соблюдение процедуры принятия решений, оформление протоколов и др.

Понятно, что предприниматели привыкли к более простым методам работы. Тем не менее «ипэшники» вряд ли готовы сворачивать бизнес, и, если перечень видов деятельности для ИП будет ограничен, мы точно увидим в стране рост количества юрлиц.

И весьма желательно, в т.ч. для государства, чтобы этот процесс прошел гладко, ведь от выживаемости новых компаний зависит наполнение бюджета. Поэтому, на мой взгляд, если мы пойдем по данному пути, необходимо создать упрощенные условия для деятельности небольших организаций.

В частности, следует установить временный интервал, в течение которого к учредителю юрлица не будут применяться суровые санкции за допущенные ошибки, связанные, например, с учетом хозяйственных операций.

Также стоит закрепить небольшой налоговый вычет, который позволил бы предпринимателю стать на ноги в рамках новой организационно-правовой формы. Желательно также упростить требования к офису, чтобы ИП могли зарегистрировать юрлицо по домашнему адресу без повышающих, как сейчас, тарифов за коммунальные услуги.

Перечисленные меры нужны для того, чтобы переход индивидуальных предпринимателей в категорию юрлиц прошел спокойно и не привел к выпадению поступлений в бюджет, которые сегодня уплачивают ИП.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений