Новая форма удостоверения многодетной семьи и порядок выдачи
Изменения, внесенные в Положение о порядке выдачи удостоверения многодетной семьи и в Образец удостоверения многодетной семьи, утв. постановлением Совмина от 28.07.2011 № 1009, вступают в силу с 1 января 2021 г. При этом удостоверения, выданные многодетным семьям до 1.01.2021, будут действительны и не потребуют обмена, сообщает Минтруда и соцзащиты.
Новые нормы подтверждения статуса многодетной семьи предусмотрены постановлением Совмина от 17.12.2020 № 736 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 28 июля 2011 г. № 1009 и от 5 января 2018 г. № 6».
В новой форме удостоверения многодетной семьи:
1. Увеличено количество страниц, предусмотренных для заполнения сведений о детях и сведений о продлении периода действия удостоверения;
2. Отменено заполнение сведений о месте жительства многодетной семьи.
Изменения в порядке выдачи удостоверения многодетной семьи
1. Установлено право на получение удостоверения по месту фактического проживания семьи (независимо от места регистрации на территории РБ).
2. Уточнен порядок определения состава семьи.
В частности, в составе семьи учитываются:
– мать (мачеха);
– отец (отчим);
– усыновитель (удочеритель);
– находящиеся на иждивении и воспитании в семье дети в возрасте до 18 (родные, усыновленные, удочеренные, пасынки и падчерицы).
При этом член семьи, учтенный при выдаче удостоверения в составе одной семьи, в составе другой семьи может учитываться после исключения его из состава семьи в ранее выданном удостоверении.
3. В связи с тем, что обязательным условием выдачи удостоверения является постоянное проживание семьи в Беларуси, конкретизируется, что условие постоянного проживания применяется к детям, учитываемым в составе семьи, и к одному из супругов (если семья полная).
4. Установлен исчерпывающий перечень документов и (или) сведений, на основании которых выдается удостоверение. Одновременно уточнено, что в случае выдачи нового удостоверения взамен ранее полученного, последнее приобщается родителем к заявлению о выдаче удостоверения.
5. Увеличены сроки, установленные для запроса местными исполнительными и распорядительными органами документов, необходимых для выдачи удостоверения (с 3 рабочих дней до 5 календарных дней), а также для проведения обследования семьи (с 3 рабочих дней до 5 рабочих дней). Увеличение указанных сроков не влияет на общий срок осуществления данной административной процедуры.
6. Уточнен порядок обжалования принятого решения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения – в вышестоящий местный исполнительный и распорядительный орган, а затем в суд.
7. Конкретизированы обстоятельства, при наступлении которых вносятся изменения в выданное удостоверение:
– при продлении (сокращении) срока его действия;
– изменениях в составе семьи;
– изменении фамилии, собственного имени, отчества;
– даты рождения членов семьи и др.
Определено, куда семьям следует обращаться для внесения изменений (в соответствии с их регистрацией по месту жительства, месту пребывания или месту фактического проживания семьи) и предусмотрено право выбора вместо внесения изменений в ранее полученное удостоверение получить новое удостоверение.
8. Изложены конкретные основания утраты статуса многодетной семьи:
– достижение старшим ребенком из троих несовершеннолетних детей 18-летнего возраста;
– определение места проживания ребенка (детей) с родителем, который не входит в состав семьи (на основании решения суда, Соглашения о детях, Брачного договора, определения о судебном приказе о взыскании алиментов, Соглашения об уплате алиментов при определении места проживания детей с одним из родителей и (или) при установлении алиментов на содержание детей);
– лишение родителей (родителя в неполной семье) родительских прав;
– отмена усыновления (удочерения);
– отобрание ребенка (детей) из семьи по решению суда без лишения родителей родительских прав;
– смерть ребенка (детей), признание его (их) безвестно отсутствующим(и), объявление его (их) умершим(и).
9. Закреплена норма, что удостоверение при утрате статуса многодетной семьи является недействительным и не может использоваться для подтверждения права на социальные гарантии и льготы, установленные для многодетных семей.
Также уточнено, что недействительным считается удостоверение с помарками и подчистками либо оформленное ненадлежащим образом.
10. Нормы о выдаче дубликата удостоверения регулируются Указом № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан».
11. Сведения о принятом решении о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения, выдаче дубликата удостоверения, об изменениях в составе семьи, возврате удостоверения вносятся в базу данных многодетных семей автоматизированной информационной системы учета многодетных семей не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения, поступления информации об изменениях, возврате удостоверения.
12. Утверждена новая форма заявления о выдаче удостоверения, которая дополнена следующей информацией:
– указанием места фактического проживания семьи – для запроса акта обследования семьи, обратившейся за выдачей удостоверения не по месту фактического проживания;
– информацией о том, что члены семьи не учитывались (учитывались) в другой семье при выдаче удостоверения – для исключения случаев двойного учета;
– подтверждением, что дети находятся на иждивении и воспитании в семье, и что в отношении их родитель не лишен родительских прав, не отказывался от них и не подавал письменное заявление о согласии на их усыновление (удочерение) другими лицами, они не отобраны из семьи по решению суда без лишения родителей родительских прав;
– согласием заявителя на представление по запросу местного исполнительного и распорядительного органа документов и (или) сведений, содержащих информацию о членах семьи, указанных им в заявлении, если такая информация необходима для выдачи удостоверения многодетной семьи.
13. Утверждена новая форма акта обследования семьи, воспитывающей детей в возрасте до 18 лет. В нем содержится комплексная информация не только о категории и составе семьи, жилищных условиях, о видах государственной поддержки, на которую семья реализовала право, но и о насущных потребностях семьи в социальных услугах, материальной помощи, трудоустройстве и др.