Нехватка инвестиций, кадровый голод и санкции признаны главными вызовами для устойчивого развития
Минэкономики объявило старт общественного обсуждения проекта Концепции национальной стратегии устойчивого развития 2040 – документа, определяющего долгосрочную стратегию социально-экономического развития Беларуси с акцентом на инновациях, экологии и повышении качества человеческой жизни. Как отмечают в главном экономическом ведомстве страны, ценность концепции НСУР определяется ее влиянием на выбор стратегий для развития различных отраслей экономики и подготовку документов государственного планирования.
Ключевые проблемы – технологическое отставание и нехватка инвестиций
Начнем с подведения итогов. Как отмечают разработчики документа, несмотря на то, что кардинальные изменения, произошедшие на внешнем контуре за последние несколько лет, сформировали новую глобальную реальность, национальная экономика Беларуси выдержала испытание временем и доказала свою состоятельность. Уже в 2023 г. стране удалось восстановить рост экономики, темп которого к концу года достиг 103,8% (за январь-октябрь 2023 г.). Сохранил положительную динамику и показатель роста ВВП на душу населения по ППС: он увеличился с 20,3 тыс. USD в 2020 г. до 22,5 тыс. USD в 2022 г. В итоге среди остальных стран – участниц ЕАЭС Беларусь по данному показателю заняла 3-е место.
Отмечается также, что РБ смогла сохранить высокую позицию в рейтинге достижения Целей устойчивого развития – 34-е место среди 166 стран. Беларусь по-прежнему входит в группу стран с очень высоким уровнем человеческого развития, занимая 60-е место среди 191 страны в рейтинге по Индексу человеческого развития и 61-е место среди 169 стран в Индексе социального прогресса.
В то же время имеется ряд нерешенных проблем. Прежде всего, это все те же высокозатратная структура и значительная импортоемкость белорусской экономики, относительно медленные темпы инновационного развития и низкий технологический уровень отечественного производства. Как отмечается в документе, на долю низко- и среднетехнологичных производств приходится около 60% добавленной стоимости обрабатывающей промышленности, в то время как доля высокотехнологичных производств не превышает 6%. В итоге производительность труда по ППС в Беларуси в 2,5 раза ниже, чем в европейских государствах, и в 1,4 раза – чем в России.
Несмотря на предпринимаемые меры по улучшению инвестиционного климата, инвестактивность по-прежнему остается низкой, как и отдача от вложений в основной капитал. Не в полной мере задействован научно-технический потенциал страны, что во многом связано с недостаточностью его финансирования. Доля затрат на НИОКР в ВВП остается крайне низкой (0,48% в 2022 г.), что не способствует воспроизводству научно-технологического потенциала и сдерживает инновационное развитие.
Вызовы новые, угрозы старые
Что касается современных вызовов и угроз, в условиях которых предстоит работать над воплощением НСУР 2040, указаны усиление геополитической конфронтации, деглобализация и регионализация, а также замедление темпов мировой экономики и трансформация глобального валютно-финансового порядка.
Эти тенденции были отмечены и в предыдущей версии документа (НСУР 2035), однако в предлагаемой концепции они приобрели заметно большую остроту – авторы документа пишут о начале гибридной войны, включающей гонку вооружений, кибероперации и усиление информационного противоборства. В отличие от прошлой версии документа чувствуется, что Беларусь оказалась наиболее уязвима перед введением санкций, направленным на ограничение потоков капитала, инвестиций и совершения международных платежей.
Среди иных вызовов и угроз Минэкономики называет полномасштабное разворачивание новой технологической революции и построение интеллектуальной экономики; возрастающий спрос на возобновляемые источники энергии и формирование новых энергетических трендов; нарастание демографических угроз; усугубление проблемы бедности и социального неравенства; усиление профессионального дисбаланса на рынке труда; ухудшение экологической обстановки.
Основные тезисы во многом перекликаются с тенденциями, отмеченными в НСУР 2035, за исключением энергетической повестки, связанной с возникновением в мировой экономике проблем в связи с изменением трендов и поставок энергетических ресурсов, – она в концепции НСУР отмечается впервые. В целом более выражено беспокойство по поводу возможного дальнейшего технологического отставания страны, а также обострения демографической проблемы, которая может усилить кадровый голод экономики.
Образ будущего – больше самодостаточности и меньше социального неравенства
Любопытно, как изменился образ будущего страны по сравнению с НСУР 2035. Так, из перечня стран, с которыми Беларусь намерена поддерживать конструктивный диалог, теперь исключены прямые упоминания ЕС и США, но сохранены остальные направления внешней политики – РФ, КНР, ЕАЭС.
Ощутимо изменились акценты в отношении неравенства в распределении доходов. Если в НСУР 2035 говорится о сохранении существующего неравенства доходов, обусловленного степенью вклада в благосостояние страны и оцениваемого как справедливое абсолютным количеством граждан, то в образе Беларуси-2040 акцент смещен в сторону минимального социального неравенства и отсутствия необоснованного неравенства доходов. То есть ощущается сдвиг парадигмы в сторону исключения как крайней бедности, так и высокого богатства белорусских граждан.
Изменились и подходы в реализации региональной политики. Создается едва уловимое ощущение, что в новой концепции авторы решили отказаться от политики создания долгосрочной конкурентоспособности в каждом регионе в пользу рационального размещения производительных сил. То есть не исключено, что вместо расфокусировки сил правительство все же сосредоточит усилия и ресурсы на развитии отдельных, наиболее сильных и перспективных регионов с учетом их специализации и наличия конкретных местных инициатив.
Цели устойчивого развития стали более конкретными
В 2026–2030 гг. акцент в экономике планируется сделать на опережающее развитие производств, позволяющих нарастить экспорт высокотехнологичной продукции, а также реиндустриализацию экономики с акцентом на глубокую переработку местного сырья. Преимущественное развитие получат машиностроение на новой технологической базе с элементами концепции «Индустрия 4.0»; будут созданы производства, обеспечивающие повышение глубины переработки местного сырья; продолжится развитие атомной и возобновляемой энергетики.
Главной задачей, которую ставит документ перед Беларусью на 2040 год, – не потерять в конкурентоспособности производимых товаров и сохранить их востребованность за счет присутствия в совместно созданных со странами-партнерами интеграционных цепочках.
Развитие социального компонента устойчивости в 2026–2030 гг. будет направлено на решение задач, включающих обеспечение демографической безопасности, сокращение потерь человеческих ресурсов от предотвратимых причин смертности и оттока трудоспособных граждан за пределы страны. Предполагается рост доходов населения на основе создания новых рабочих мест с достойной оплатой труда. Система оказания социальной поддержки населению станет более точечной и адресной. Жилищное строительство будут развивать за пределом областных центров и г. Минске с акцентом на индивидуальное жилье. Планируется возрождение «неперспективных» деревень.
Ожидаемые результаты реализации Стратегии: увеличение продолжительности здоровой жизни до 74 лет в 2040 г., рост ВВП за 2026–2040 гг. в 2 раза, в т.ч. в 2026–2030 гг. – в 1,2 раза (среднегодовой темп – 3,8%), в 2031–2040 гг. – 1,7 раза (среднегодовой темп – 5,5%), увеличение к 2040 г. доли валовой добавленной стоимости сектора ИКТ в ВВП – до 10–15%, снижение уровня выбросов парниковых газов в 2040 г. на 40% от уровня 1990 г.