Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Нацбанк рассказал о планируемых изменениях в подконтрольных сферах

Фото: neg.by

На расширенном заседании правления Нацбанка обсудили планы по дальнейшему реформированию инфра­структуры финансового рынка, повышению социальных стандартов и уровня защиты населения в 2023 г.

Банковский сектор

В 2022 г. Нацбанком проводилась системная работа по совершенствованию правового регулирования деятельности банков и НКФО, которая продолжится и в текущем году. Так, в рамках подготовленного законопроекта планируется комплексная корректировка Банковского кодекса (БК). Как отмечает заместитель председателя правления Нацбанка Дмитрий Лапко, изменения коснутся прежде всего повышения уровня правовой защиты потребителей банковских услуг и исключения чрезмерной финансовой нагрузки кредитополучателей.

В частности, планируется ввести полный запрет на установление в кредитном договоре условий об уплате повышенных процентов за пользование кредитом в случае его невозврата в срок, ограничить размер неустойки (штрафа, пени), уплачиваемой в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, сократить пе­речень случаев, при которых банк вправе потребовать досрочного возврата кредита.

Одновременно в проект изменений в БК включены нормы, направленные на корректировку подходов к государственному регулированию банковской деятельности. В банковской практике будет официально закреплен принцип пропорционального регулирования, в соответствии с которым требования к кредитно-финансовым учреждениям со стороны регулятора будут устанавливаться в зависимости от перечня доступных операций, системной значимости, а также риск-профиля банка или НКФО.

Планируется уста­новить упрощенный режим пру­денциальных требований для НКФО, осуществляющих исключительно валютно-обменные операции с физическими лицами и их банковское кассовое обслуживание, а также операции купли-продажи драгметаллов и драгоценных камней.

В систему внутреннего контроля кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих банковскую деятельность, войдет комплаенс-контроль, на который, помимо прочего, будут возложены функции по предот­вращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения (ПОД/ФТ). В ближайшее время данный законопроект будет внесен в Палату представителей Национального собрания.

Рынок платежных услуг

В декабре 2022 г. Нацбанк совместно с Банком России в рамках межсистемной интеграции системы мгновенных платежей осуществил несколько пилотных трансграничных мгновенных платежей между физлицами – резидентами РБ и РФ с использованием номера мобильного телефона в качестве идентификатора. Эта работа будет продолжена в 2023 г. В связи с этим банкам и НКФО предстоит в ближайшее время разработать и открыть платежные API, посредством которых будет предоставляться информация о банковских счетах, а также осуществляться инициирование платежей для юридических и физических лиц. Данные работы, по планам регулятора, завершатся в максимально короткие сроки. Внедрение единых стандартов открытых платежных API в банковском секторе позволит запустить функционирование «бескарточных» платежных систем, одновременно управлять счетами, открытыми в нескольких банках, даст возможность более оперативно и удобно осуществлять трансграничные платежи.

Не менее важной задачей остается повышение кибербезопасности на платежном рынке. Для этого ведется подготовка проекта указа «О некоторых мерах по повышению кибербезопасности на платежном рынке Республики Беларусь», в соответствии с которым Нацбанк получит право предоставлять информацию об инцидентах правоохранительным органам и поставщикам платежных услуг. Одновременно готовится проект постановления Правления НБ РБ «О признаках несанкционированных переводов денежных средств (электронных денег)», согласно которому финансовые организации получат право на приостановление переводов при выявлении признаков несанкционированного их осуществления.

Лизинг, микрофинансирование, Форекс

Для развития рынка лизинга Нацбанком прорабатывается отдельный блок инициатив. В частности, планируется разрешить повторный лизинг, т.е. передачу в лизинг имущества, возвращенного лизингополучателем по прекратившему свое действие договору, который не завершился выкупом предмета лизинга. Кроме того, лизинговым организациям предоставят право осуществлять выпуск облигаций, обеспеченных залогом прав (требований) по лизинговым платежам. Как отмечает регулятор, возможность повторной передачи имущества в лизинг решит ряд актуальных задач: повысит эффективность распоряжения имуществом; расширит круг потенциальных потребителей; снизит риски лизинговой организации в части сокращения срока лизинга при заключении новой сделки с имуществом.

В рамках регулирования рынка микрофинансирования и совершенствования деятельности сервисов онлайн-заимствования в 2023 г. продолжится работа над проектом законодательного акта, предусматривающего внесение изменений в Указ от 23.10.2019 № 394 «О предоставлении и привлечении займов». Планируется наделить правом осуществлять микрофинансовую деятельность опе­раторов сотовой связи, а ломбарды получат возможность сдавать в аренду (субаренду) принадлежащее им недвижимое имущество или его части. Продолжается работа над проектом НПА, устанавливающим единые подходы к регулированию потребительского кредитования и микрофинансирования физических лиц. Новации в этой сфере позволят расширить доступность такого финансирования и повысить уровень защиты прав и интересов граждан.

Нацбанк планирует пересмотреть регулирование деятельности внебиржевого рынка Форекс – подготовлен проект указа «О рынке беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов». Основными новациями НПА станут введение дифференцированного подхода при определении маржинальных требований (маржинального плеча) в отношении различных категорий клиентов в зависимости от суммы маржинального обеспечения и волатильности финансовых инструментов, а также более широкое использование форекс-компаниями процедур внутреннего клиринга позиций клиентов. Ожидается, что эти меры создадут в т.ч. необходимые условия для снижения в 2023 г. потребности форекс-компаний в хеджировании возникающих рисков у внешних контрагентов-нерезидентов, вплоть до полного отказа от хеджирования рисков в оффшорных юрисдикциях.

В целом же, как отмечает Нацбанк, основными направлениями развития финансового рынка РБ наряду с отмеченными инициативами станут повышение капитализации и устойчивости финансового рынка, а также дальнейшее совершенствование его инфраструктуры. Для этого регулятор планирует развивать фондовый рынок, в т.ч. за счет расширения свободного участия субъектов хозяйствования и граждан в операциях на фондовом рынке, однако каких-то дополнительных комментариев на этот счет не дает. Планируется дальнейшее развитие рынка рейтинговых услуг, расширение использования механизмов секьюритизации, а также совершенствование порядка налогообложения операций на финансовом рынке. Детали, к сожалению, не раскрываются.

Намечено проведение мероприятий, направленных на формирование горизонтально интегрированной инфраструктуры финансового рынка в целях гармонизации законодательства РБ и государств – членов ЕАЭС, а также дальнейшая оптимизация процессов совершения финансовых операций и цифровых банковских технологий. Нацбанк отмечает, что работа по реализации данных направлений позволит сформировать полноценный и перспективный финансовый рынок и создаст основу эффективного механизма трансформации сбережений в инвестиции.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений