Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
ВЭД
16.04.2022 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

На запрет ответили запретом. Беларусь ограничила въезд зарегистрированного в ЕС грузового автотранспорта

Фото: freepik.com

Запрет на въезд в Беларусь автотранспортных средств, зарегистрированных на территории Евросоюза, введен с 00.00 16 апреля 2022 года. Как сообщает пресс-служба Минтранса РБ, такое решение принято в ответ на действия ЕС, который 9 апреля закрыл свои границы для белорусских автогрузоперевозчиков.

Минтранс предусмотрел исключение лишь для тех, кто следует через определенные пункты пропуска в специально установленные места (перечень таких мест определен) для осуществления грузовых операций и перецепки, а также для тех, кто перевозит почту или живых животных.
Кроме того, в сообщении министерства сказано, что это ограничение до 23 апреля не распространяется на зарегистрированные в ЕС автотранспортные средства, которые въехали на территорию Беларуси до 16.04.2022. 
Напомним, в связи с событиями в Украине Брюссель утвердил пятый пакет санкций, который включает запрет для российских и белорусских автотранспортных компаний на перевозку грузов в пределах Евросоюза, в т. ч. транзитом. 
9 апреля грузовые автомобили, зарегистрированные в Беларуси, не смогли пересечь границы Польши, Литвы и Латвии и вернулись с грузом домой.
А въехавших до 09.04.2022 в Евросоюз грузоперевозчиков обязали покинуть его территорию до 16 апреля. Задача для многих оказалась невыполнимой. К тому времени, когда дальнобойщики доставили груз адресатам, а затем вернулись на границу, в пунктах пропуска на сопредельной стороне выстроились многокилометровые очереди из фур. Особенно напряженная обстановка сложилась на границе с Литвой.
Утром 15.04.2022 Погранкомитет Беларуси сообщил, что литовская сторона не выполняет суточную норму по оформлению грузовиков. Так, за 14 апреля оформлено 66% большегрузов от нормы.
Например, в пункте пропуска Шальчининкай (Бенякони) оформлен 171 автомобиль при норме 250, в Мядининкай (Каменный Лог) — 210 вместо 500, Лаворишкес (Котловка) — 162 (норма — 250).
В свою очередь белорусская сторона оформляет все фуры, выпущенные сопредельной  стороной, и готова принять даже свыше пропускной способности.В сообщении Госпогранкомитета сделан вывод: замедленное оформление и увеличение времени проверок большегрузов литовскими службами — это реальная причина длительного ожидания фур, следующих в Беларусь.
Следует сказать, что в Беларуси многие беспокоились по поводу своевременного возращения наших дальнобойщиков, но особенно — руководители транспортных фирм, у которых в связи с санкциями возникло немало проблем. И многие из них вздохнули с облегчением, когда после 16.00 на сайте Литовской таможенной службы появилось официальное сообщение о том, что белорусские и российские перевозчики, занявшие очередь на выезд из Литвы до конца дня 16 апреля, смогут пересечь границу. Тем автомобилям, которые попытаются пристроиться в хвост очереди после 24.00, выезд не разрешат. Задержанный автотранспорт направят в ближайшие логистические центры или терминалы, чтобы водители могли найти выход из ситуации: например, разгрузить товар или передать его другому перевозчику, который не находится под санкциями, и т.д.
Таким образом, Беларусь запретила въезд на свою территорию автотранспортных средств, зарегистрированных на территории ЕС. Об аналогичном решении России пока сообщений нет.
Часть транспортных компаний Литвы, Латвии и Эстонии опасалась ответных санкций со стороны России и Беларуси. Так, министр транспорта Литвы Марюс Скуодис, призывая перевозчиков переориентироваться и уйти с восточного рынка, сообщил, что в настоящее время литовско-российскую и литовско-белорусскую границу пересекают в основном тягачи из России (52%) и Беларуси (22%), литовские перевозчики составляют 14%. В Беларусь в 2021 году ездили 462 (8,8% от общего количества) перевозчика. В восточном направлении доставляют грузы преимущественно маленькие компании (до 5 тягачей), которым, конечно, сложнее найти новую нишу на рынке, чем крупным. Последние уже сегодня получают большую часть доходов на Западе.
Ассоциация перевозчиков Linava озвучила свои цифры. Если будут остановлены перевозки в восточном направлении, которые идут и в Центральную Азию, то пострадает не меньше 250 малых и средних литовских компаний. Им грозит сокращение деятельности, банкротство, увольнение работников.

***

Думаю, в сообщении Минтранса РБ стоит обратить внимание на то, что определен перечень мест, куда могут следовать зарегистрированные в ЕС автотранспортные средства для осуществления грузовых операций и перецепки из близлежащих пунктов пропуска.

По-видимому, министерство считает, что в дальнейшем грузоперевозки между Евросоюзом и Беларусью должны осуществляться по новой схеме. Зарегистрированные в ЕС тягачи будут доставлять товары на границу нашей страны в такие «специально установленные места», а дальше прицепы с грузом в пункт назначения повезут тягачи с белорусскими номерами. Или, возможно, товары там будут перегружать в наши автомобили.

Но здесь возникает вопрос: пойдет ли Евросоюз на такое сотрудничество с Беларусью? 



Распечатать с изображениями Распечатать без изображений