Белоруснефть: в стране могут обслуживаться до 9 тыс. электромобилей в год
В Беларуси намерены всерьез повышать популярность использования личного электромоторного транспорта. Указ от 12.03.2020 № 92 «О стимулировании использования электромобилей» (далее – Указ № 92) вводит ряд льгот для организаций, приобретающих электромобили и намеревающихся организовать работу зарядных станций.
РУП «ПО «Белоруснефть» определен государственным оператором, осуществляющим функции по созданию и развитию государственной зарядной сети для зарядки электромобилей. В соответствии с п. 1.6 Указа №92 не требуется изъятие и предоставление земельных участков из земель общего пользования для установки зарядных станций.
Как перспективы развития направления оценивают в организации?
Об этом «ЭГ» пообщалась с руководителем группы перспективного развития новых энергетических технологий ПО «Белоруснефть» Анатолием КОТЛЯРОВЫМ.
Сейчас на заправочных станциях объединения по всей стране работают 264 электрозарядные станции. К 2022 году общее количество станций должно увеличиться до 443, из которых 361 планируется открыть в Минске.
Первая станция появилась в 2014 году.
«К этому времени на наших транзитных АЗС время от времени возникал спрос на данную услугу, и мы начали постепенно разрабатывать эту тематику. Однако темпы развития сети не могли быть высокими, к 2017 году у нас было лишь 17 электрозаправок»
В 2018 году ПО «Белоруснефть» стало национальным оператором электрозаправочных станций.
«В конце 2019-го нам удалось выстроить базовую сеть зарядных станций, которая позволила беспрепятственно путешествовать по всей стране. Сеть способна обслуживать порядка 9 тыс. электромобилей. Через два года она сможет обслуживать 35 тыс. транспортных средств», – подчеркнул представитель организации.
В объединении при этом заявляют, что принятые указы не приведут к монопольному положению организации на складывающемся новом рынке:
– Относительно конкуренции: зарядная инфраструктура и парадигма ее развития создает невозможность установить «монополию на розетку». Мы понимаем, что наша сеть не будет работать в одиночку.
Насколько зарядные станции востребованы по сравнению со спросом на традиционное топливо?
По мнению Анатолия Котлярова, такое сравнение некорректно.
«Сегодня в стране более 3 млн автолюбителей. Из них электромобилистов – порядка 350»
Вместе с тем зарядные станции пользуются спросом. В целом в организации отмечают тенденцию роста количества зарядных сессий в сети Malanka, в первую очередь, в Минске. Одной из востребованных стала локация около столичного железнодорожного вокзала.
По мнению специалиста, спрос на электромобили в Беларуси будет расти.
– Проанализировав мировую тенденцию, мы вполне обоснованно заявляем, что к 2030 году по белорусским дорогам может перемещаться до 300 тыс. электромобилей, – считают в организации. – Сегодня установлена нулевая ставка НДС на ввоз электромобилей и обеспечено право на возврат уже уплаченной суммы. Поэтому разница в цене с автомобилями на двигателях внутреннего сгорания значительно сокращена.
Также Совет Евразийской экономической комиссии поддержал решение об установлении нулевой ставки таможенной пошлины на электрокары. Все это удешевляет транспортное средство до 38% от стоимости на общих основаниях.
Стоимость обслуживания электромобиля, отметил Анатолий Котляров, ниже, поскольку он обладает меньшим количеством движущихся компонентов.
«Учитывая прорабатываемый уровень тарифа для зарядки, при ежегодном пробеге в 20 тыс. км разницу в стоимости между электромобилем массового сегмента и аналогом с двигателем внутреннего сгорания будет компенсирована примерно за полтора-два года»
К 2024 году в планах компании развитие сети супербыстрых электрозаправок. Они будут рассчитаны на современные электромобили с большой емкостью аккумуляторов, которые можно зарядить за 10–12 минут через примерно 350 км пробега. Сначала они должны появиться в Минске и на основных магистралях.
Пилотный проект супербыстрого зарядного комплекса стартует к концу текущего года. Полноценное развитие сети супербыстрых станций планируется при участии ЕБРР и Европейского инвестиционного банка.
Повлияет ли на расширение спроса на электрокары ввод Белорусской АЭС?
По мнению собеседника, ввод станции найдет свое отражение в тарифной политике ГПО «Белэнерго», что повлияет на развитие рынка электромобилей.
«Электромобили способны эффективно загрузить БелАЭС, – считает Анатолий Котляров. – Мы предполагаем, что уже к 2025 году до 100 тыс. водителей смогут благодаря этому пересесть на электромобили.
Рекомендуем: