Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №33(2727) от 30.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.255
EUR:
3.4916
RUB:
3.4839
Золото:
244.21
Серебро:
2.87
Платина:
97.95
Палладий:
100.05
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

МНС уходит в «цифру»

Фото: neg.by

Формат деятельности налоговой службы, работники которой 9 июля отметили профессиональный праздник, меняется.

Стратегические приоритеты

Ключевые приоритеты деятельности налоговых органов отражены в трехлетней стратегии, принятой на 2021–2023 гг. Содержание и конкретные задачи документа говорят о том, что основное направление в деятельности налоговых органов – внедрение IT-технологий.

Это означает, что налоговая служба переходит в цифровой формат работы, который позволяет в автоматическом режиме обрабатывать большие массивы данных о деятельности плательщиков. Соответственно, в программе деятельности МНС на 2023 год задача по построению «единой системы интеллектуальной обработки данных» идет под номером 1.

Эффективная IT-система налоговых органов должна уметь не только собирать данные о плательщиках, но и грамотно их анализировать. Поэтому вторая по списку задача в программе деятельности МНС на 2023 год – это, если коротко, внедрение автоматизированной системы, которая обеспечивает обработку информации о рисках в деятельности плательщиков, влекущих потери бюджета.

nalivaiko_.jpg
        Сергей Наливайко

Наконец, третья немаловажная для МНС задача, обозначенная на текущий год, – создание простых и удобных условий «для добровольного исполнения плательщиками налоговых обязательств». В частности, речь идет о расширении системы префайлинга (предварительное заполнение деклараций плательщиков) на основании сведений, которыми располагают налоговые органы.

Как видим, все перечисленные задачи предполагают внедрение современных IT-решений. И эффект от усилий в этом направлений весьма значительный. Более 80% субъектов хозяйствования уже имеют возможность электронного взаимодействия с налоговыми органами.

Функционал личных кабинетов налогоплательщиков постоянно расширяется, поэтому можно ожидать, что в обозримом будущем коммуникации между бизнесом и налоговыми органами практически полностью перейдут в «цифру».

Кстати, министр по налогам и сборам Сергей Наливайко, поздравляя в минувшую пятницу работников налоговых органов с профессиональным праздником, также акцентировал внимание на диджитализации.

«Активно развиваются электронные сервисы и внедряются цифровые инструменты, позволяющие оказывать услуги на современном и качественном уровне… Сотни тысяч субъектов хозяйствования и физических лиц уже по достоинству оценили функциональные возможности личного кабинета плательщика», – подчеркнул министр.

Дистанционный контроль

В электронный формат трансформируются и контрольные мероприятия, которые проводят ИМНС.

Поэтому большое внимание налоговые органы уделяют сейчас камеральному контролю, который предполагает дистанционную оценку деятельности плательщиков на предмет соблюдения налогового законодательства.

Камеральный контроль проводится на основании той самой информации, имеющейся в распоряжении налоговых органов, которая собирается благодаря современным IT-решениям. Представители МНС констатируют, что налоговые органы располагают очень серьезными информационными ресурсами, позволяющими анализировать информацию и находить неплательщиков налогов.

В тех случаях, когда плательщик допускает ошибки в налоговой сфере, предоставляет неполные данные о своей деятельности либо умышленно уходит от исполнения фискальных обязательств, он попадает в поле особого внимания налоговых органов.

В этом случае ему направляется уведомление с предложением представить дополнительные документы, информацию, пояснения либо внести исправления в налоговую декларацию и доплатить налоги.

Таким образом, при установлении нарушений законодательства плательщику (на основании уведомления налогового органа) предоставляется возможность добровольно исполнить фискальные обязательства.

И такой дистанционный контроль работает. Добровольная корректировка налоговых обязательств, последовавшая после получения налоговых органов, позволяет плательщикам, в т.ч. субъектам хозяйствования, избежать административной ответственности (штрафов).

Многие этой опцией пользуются. В прошлом году уведомления из налоговых органов получили около 5% (от общего количества) плательщиков и более 95% из них согласились добровольно скорректировать свои налоговые обязательства.

Это говорит о том, что спорить с налоговыми органами по вопросу величины фискальных обязательств готовы немногие. В то же время столь высокий процент плательщиков, добровольно доплативших налоги, свидетельствует о высокой эффективности дистанционного контроля.

Кстати, в последние годы доля добровольных поступлений по итогам камерального контроля в общей сумме поступлений от контрольных мероприятий налоговых органов превышает 70%.

Очевидно, переход МНС на дистанционную форму проверок оказался достаточно результативным. Поэтому стратегия налоговых органов расширять сферу применения цифровых технологий объяснима и уже, как видим, приносит плоды.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by