Меньше хлеба, больше мяса и молока: белорусы о своем рационе
Траты на покупку продуктов питания являются наиболее важной частью расходов домашних хозяйств страны. В 2023 г. белорусы стали тратить на еду еще немного больше.
Самой крупной частью денежных и потребительских расходов домохозяйств выступают расходы на продукты питания. По итогам III квартала 2023 г. их удельный вес в составе потребительских расходов занял более трети – 33,9%.
Расходы домохозяйств на продукты питания в III квартале 2023 г. достигли 501 руб. в месяц (+7,6% к сопоставимому периоду 2022 г.). Основные группы в структуре продуктовой корзины – хлеб и хлебопродукты, молоко и молочные продукты, мясо и мясные продукты и др.
Меньше хлеба, муки и круп
В III квартале 2023 г. средний уровень расходов домохозяйств на покупку хлеба и хлебопродуктов составил 70,2 руб. в месяц или 14% в составе трат на продукты (70 руб. в июле-сентябре 2022 г. или 15% трат на питание).
В текущих ценах расходы на хлеб и хлебопродукты в 2023 г. выросли всего на 0,29% по отношению к 2022 г., что существенно ниже темпов инфляции за данный период. Таким образом, в сопоставимых ценах (в реальном выражении) данный вид расходов сократился к предыдущему году.
Уменьшение доли хлеба и хлебопродуктов в рационе домохозяйств, а также отсутствие реального увеличения расходов на эти цели на фоне роста реального ВВП обычно указывает на повышение благосостояния населения.
В периоды экономического спада в целом верно обратное: расходы на покупку хлеба обычно растут, отражая изменение диеты домохозяйств в пользу самых доступных (более дешевых) продуктов.
В товарной группе «хлеб и хлебопродукты» расходы распределились следующим образом:
– хлеб – 31,1 руб. в месяц;
– мучные кондитерские изделия – 19,6 руб./мес.;
– мука – 4,5 руб./мес.;
– крупа – 4,2 руб./мес.;
– макаронные изделия – 10,8 руб./мес.
По сравнению с III кварталом 2022 г. в покупках домохозяйств снизилась доля всех перечисленных позиций, кроме макаронных изделий, которые заняли немного большую долю, чем в предыдущем году – 2,2% в 2023 г. после 2,1% в 2022 г.
Больше мясомолочной продукции
В III квартале 2023 г. средние расходы в расчете на домашнее хозяйство по покупке молока и молочных продуктов составили 106,4 руб. в месяц (+11,2% к аналогичному кварталу 2022 г.).
В реальном выражении уровень расходов на приобретение молока и молочных продуктов также увеличился по сравнению с предыдущим годом. Это способствовало росту доли данной товарной группы в структуре расходов – с 20,6% в 2022 г. до 21,2% в 2023 г.
В составе товарной группы «молоко и молочные продукты» расходы распределились так:
– молоко – 18,2 руб. в месяц;
– сметана и сливки – 14,8 руб./мес.;
– масло животное – 12 руб./мес.;
– сыры – 18,6 руб./мес.
– другие молочные продукты – 42,8 руб./мес.
По сравнению с III кварталом 2022 г. в покупках домохозяйств на уровне предыдущего года осталась доля молока и масла животного. Прибавил удельный вес сметаны и сливок, сыров и других молочных продуктов. Такое изменение структуры покупок от базовых товаров (молоко) в сторону продуктов переработки (сыры, сметана, сливки), как правило, также говорит об улучшении экономического положения домашних хозяйств.
За III квартал 2023 г. расходы домохозяйств на покупку мяса и мясных продуктов составили 142,7 руб. в месяц (+7,9% к аналогичному периоду 2022 г.). Доля расходов белорусов на эту товарную группу увеличилась за год с 28,4% до 28,5%.
В составе товарной группы «мясо и мясные продукты» расходы были следующими:
– говядина, телятина – 1,5 руб. в месяц;
– свинина – 25,2 руб./мес.;
– колбасные изделия и мясокопчености – 54,3 руб./мес.;
– птица – 25,9 руб./мес.;
– сало – 4,9 руб./мес.;
– другие мясные продукты – 30,9 руб./мес.
В структуре покупок на уровне прошлого года остались доли всех перечисленных позиций, кроме других мясных продуктов. Относительно малый удельный вес в покупках у говядины и телятины. Это объясняется ориентацией аграрного сектора Беларуси на разведение молочных пород коров, а также доступностью по цене мяса свиней и кур.
Овощи, фрукты, прочие продукты
В III квартале 2023 г. расходы на домашнее хозяйство на покупку иных продуктов, кроме хлеба и хлебопродуктов, молока и молочные продуктов, а также мяса и мясных продуктов, составили 181,7 руб. в месяц. Рост этого показателя по сравнению с сопоставимым периодом 2022 г. – 8,3%, увеличение доли в покупках составило 0,3 п.п. (с 36% до 36,3%).
Категория покупок «другие продукты» имеет разнообразный состав.
Расходы на покупку отдельных позиций распределились таким образом:
– рыба и рыбопродукты – 21,4 руб. в месяц;
– масло растительное, маргарин и другие жиры – 8 руб./мес.;
– яйца – 8,8 руб./мес.;
– картофель – 5,7 руб./мес.;
– овощи и бахчевые – 21,4 руб./мес.;
– фрукты и ягоды – 35 руб./мес.;
– сахар и кондитерские изделия – 30,3 руб./мес.;
– чай, кофе, какао – 24,8 руб./мес.;
– безалкогольные напитки – 9,9 руб./мес.;
– прочие продукты питания – 16,4 руб./мес.
Относительно малый размер расходов на картофель связан с тем, что в III квартале 2023 г. удельный вес этого продукта, произведенного в личном подсобном хозяйстве и полученного в подарок, составил 64%в структуре потребления. Белорусы до сих пор не перешли к потреблению преимущественно покупного картофеля и предпочитают выращенный на своих сотках.
По сравнению с III кварталом 2022 г. в покупках домохозяйств:
– увеличилась доля рыбы и рыбопродуктов, яиц, овощей и бахчевых, фруктов и ягод, безалкогольных напитков;
– сократилась доля масла растительного, маргарина и других жиров, картофеля, сахара и кондитерских изделий, чая, кофе, какао.
В наибольшей мере прибавили покупки овощей и бахчевых (на 0,5 п.п.), а также фруктов и ягод (на 0,9 п.п.). В сочетании с упавшей долей растительных масел и жиров, картофеля и сахара это может указывать на переход домашних хозяйств к более сбалансированному типу питания, чем в предыдущем году.
Подведем итоги
Домохозяйства Беларуси умеренно нарастили расходы на продукты (на 7,6%). При этом потребительские расходы за тот же период возросли на 14,1%. Питание получило меньший приоритет в потребительской корзине, что аналитики, как правило, относят к свидетельствам улучшения материального благополучия населения.
На рост достатка домашних хозяйств в целом указывают сдвиги в структуре покупок продуктов питания. В частности, это сокращение в рационе удельного веса хлеба и хлебопродуктов, сопровождающееся увеличением потребления мясной и молочной продукции.
Среди товаров молочной группы выросла доля относительно дорогих позиций типа сыров. Существуют крупные заделы на будущий рост потребления: пока что малы покупки мяса крупного рогатого скота. Это можно поправить наращиванием импорта из стран ЕАЭС и Евросоюза и (или) путем изменения структуры продуктивного стада в пользу мясных пород скота.
В III квартале 2023 г. отмечался переход к более здоровой диете, заключающийся в повышении доли овощей и бахчевых, фруктов и ягод, а также в снижении доли масел и жиров, картофеля и сахара.
В 2024 г. ввиду прогнозируемого роста реальных доходов населения данный тренд с высокой вероятностью продолжится.