Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Электромобилям дают зеленый свет: — дополнительные льготы для юрлиц и развитие инфраструктуры

Фото: neg.by

Использование электрического транспорта станет еще более выгодным благодаря внесению изменений в законодательство. C 1 декабря 2021 г. Указ от 12.03.2020 № 92 «О стимулировании использования электромобилей» действует в новой редакции.

Изменения в документ предусмотрены Указом от 22.11.2021 № 447, которым предложены дополнительные льготы и преференции на все категории электромобилей для увеличения использования электротранспорта и развития зарядной инфраструктуры.

 

Отмену НДС распространят и на юрлиц, однако есть нюансы

Самое главное новшество – изменение порядка предоставления налоговых льгот по ввозному НДС и их распространение на новые группы товаров и категории плательщиков. Ранее Указ предусматривал нулевую ставку НДС при ввозе электромобилей из-за границы либо возврат НДС при покупке электромобиля внутри страны при условии его приобретения физлицом для личного пользования. Юридические лица и ИП получали освобождение от уплаты НДС только при ввозе зарядных станций.

В соответствии с новой редакцией Указа освобождение от уплаты НДС получат и юридические лица, однако с некоторой оговоркой: если ввозимые электромобили будут не старше 5 лет. Аналогичные изменения коснулись и льгот, предоставленных физлицам: прежний порядок предоставления освобождения от уплаты ввозного НДС сохраняется до 1 марта 2022 г., после этого указанная льгота также будет распространяться только на электромобили не старше 5 лет.

Кроме того, положениями Указа № 447 предусмотрено освобождение от уплаты ввозного НДС организаций – производителей электромобилей по автокомпонентам, ввозимым на территорию Беларуси. Однако предоставление льгот в данном случае имеет условие: представление в таможенный орган или налоговый орган при ввозе с территории государств – членов Евразийского экономического союза заключения Минпрома о том, что данные автокомпоненты предназначены для производства электромобилей и не имеют аналогов, производимых на территории Беларуси.

Установленный ранее порядок возврата налога, уплаченного физлицом при приобретении электромобиля на территории Беларуси по стоимости, включающей НДС, сохраняется только для договоров, заключенных до 1 декабря 2021 г., поскольку после этой даты обороты по реализации электромобилей внутри страны будут освобождены от НДС для всех категорий плательщиков вне зависимости от даты выпуска.

Таким образом, новая редакция Указа, с одной стороны, расширяет налоговые льготы, однако с другой – обременяет их дополнительными условиями, направленными на приобретение в первую очередь новых автомобилей, а также закладывает почву для производства электромобилей внутри страны.

 

Не только легковые, но и грузовые автомобили

Важным нововведением является расширение категорий транспорта, на которые распространяются указанные выше льготы. Если прежде электромобилями считались транспортные средства категорий M1 и M1G (используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя не более 8 мест для сидения, в т.ч. повышенной проходимости), то новая редакция преду­сматривает расширение термина «электромобили» до категорий M, MG (транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие кроме места водителя более 8 мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т, т.е. микроавтобусы и автобусы, в т.ч. повышенной проходимости), N, NG (механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов массой 12 т и выше, т.е. грузовые автомобили, в т.ч. повышенной проходимости). Как прокомментировал это положение Указа № 447 первый заместитель Министра экономики Юрий Чеботарь, «раньше речь шла только о легковых электромобилях. Сейчас же в мире появляются и активно производятся так называемые каблучки – развозные машины для интернет-торговли, грузовые электромобили, а также электробусы. Указ распространил свое действие и на них. Мы ожидаем существенного роста по этой категории транспортных средств».

 

Придать дополнительную динамику инфраструктуре

Еще одним изменением стала корректировка льгот для организаций, строящих зарядные станции. Если раньше инвестиционный вычет предоставлялся организациям в пределах стоимости устройств, приобретаемых для зарядки аккумуляторов, то теперь его можно применять к полной стоимости зарядной станции с учетом затрат по ее установке. Предполагается, что такое расширение налоговых льгот станет дополнительным стимулом для дальнейшего развития зарядной инфраструктуры. Однако и здесь не обошлось без нюансов. Одновременно отменена норма, предусматривающая освобождение от НДС ввозимых зарядных станций, т.к. в стране уже налажено их собственное производство.

Сохранился в новой редакции Указа № 92 и упрощенный порядок предоставления земельных участков для строительства заправочных станций и парковочных мест. Государственным оператором, осуществляющим функции по созданию и развитию зарядной сети для электромобилей, по-прежнему остается РУП «Производственное объединение «Белоруснефть». Земельные участки, необходимые для строительства и обслуживания электрозарядных комплексов, будут по-прежнему предоставляться оператору в аренду без проведения аукциона и взимания платы за право заключения договора аренды земельного участка. Всего с 2022 по 2025 г. в Беларуси силами местных исполкомов планируется построить парковки на 320 парковочных мест.

Первый заместитель министра экономики поделился ожиданиями относительно влияния нового Указа на развитие электрического транспорта в стране. «По нашим оценкам, это позволит к 2025 г. достичь уровня в 100 тыс. автомобилей с электрическим приводом. В результате количество вредных выбросов в атмосферу удастся снизить на 4–5% (от объема выбросов промышленного производства). Мы сэкономим почти 700 тыс. т нефти и нефтепродуктов, которые будут потреблены на иные цели либо экспортированы. Также это позволит задействовать существенную часть мощностей БелАЭС» – прокомментировал Ю. Чеботарь.

Высоко оценил принятый Указ и заместитель генерального директора ПО «Белоруснефть» Андрей Котик: «Выход этого Указа еще раз подчеркивает своевременность, мно­говекторность и эффективность принимаемых решений. В 2021 г. количество электротранспорта, проданного во всем мире, составило 8–9%, в Европе – до 20%. Это существенные цифры. Сегодня на рынок уже выходят электромобили массового покупательского спроса. Такие производители, как "Витязь", начинают устанавливать собственные зарядные станции. Развивается производство зарядной инфраструктуры, в т.ч. и другими участниками авторынка. Например, оборудование для нашего супербыстрого комплекса будет производить "Белкоммунмаш"».

По мнению Андрея Котика, до конца нынешнего года в Беларуси будет 600 зарядных станций. Сегодня уже установлено около 540, из них 35% расположены за пределами столицы. Ожидается, что в следующем году строительство зарядных станций начнется и в районных центрах страны. ПО «Белоруснефть» также запускает программу по развитию супербыстрых зарядных комплексов. «К 2025 г. их количество должно приблизиться к 50. Это уже будет другая скорость заряда (увеличится мощность и снизится время зарядки). Концентрация таких зарядных комплексов будет не только в областных центрах и Минске, но и на автомагистралях. По трассе М1 планируется установка примерно 10 комплексов. Традиционно мы их размещаем в тех местах, где в первую очередь будет формироваться необходимый спрос», – пояснил заместитель гендиректора.

***

Таким образом, Указ № 447 призван дать дополнительный импульс использованию электромобилей внутри страны. Важным шагом для этого является предоставление налоговых льгот юридическим лицам, а также распространение принятых льгот на коммерческие автомобили. В то же время некоторые льготы были упразднены – похоже, что правительство хочет подвести пользователей к приобретению новых электромобилей белорусского производства по мере его развития в стране.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений